Коррупция на границе. "Ложный транзит" действует и развивается
КГБ Беларуси объяснил, почему западная граница Таможенного союза представляет собой проходной двор, через который в обе стороны можно перебросить практически любой груз. Проблема не нова: действует хорошо проверенная криминальная схема при активном пособничестве так называемого "человеческого фактора"…
Пресс-служба КГБ сообщила о пресечении противоправной деятельности "международной преступной группы, организовавшей схему ввоза на территорию Таможенного союза грузовых автомобилей и автобусов с уклонением от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере".
По озвученной чекистами информации, коммерсантами в период 2010-2013 гг. с использованием теневой схемы было ввезено порядка 200 автомобилей. Ориентировочная сумма неполученных государством таможенных платежей составила свыше 4 млн евро. В реализацию теневой схемы были вовлечены два белорусских таможенника, а также граждане Беларуси, России и Польши. Роль таможенников уже определена: за взятки они закрывали глаза.
Очевидно, что упомянутая теневая схема - это не изобретение фигурантов этого уголовного дела. Активно она использовалась и более десяти лет назад и даже получила название "ложный транзит". По сведениям Naviny.by, схема весьма продуктивно работала в 2001-2002 годах. Были возбуждены десятки уголовных дел в отношении не только ушлых предпринимателей, но и их крышевателей из числа сотрудников таможни, МВД и КГБ.
Вот, к примеру, общая схема одного из таких дел.
В адрес оффшорных компаний, зарегистрированных в США и находящихся в Литве, поступали некие товары: оргтехника, компьютеры и комплектующие к ним, радиодетали, мобильные телефоны, одежда, обувь и т.д. После размещения на таможенных терминалах на товары оформляли сопроводительные документы, из которых следовало, что транзитом через Беларусь и Польшу они следуют в Чехию. В роли получателей фигурировали чешские компании. Однако десятки фур, принадлежащих белорусским перевозчикам, въезжали в Беларусь через Ошмянскую таможню и прямым ходом следовали в Минск. Примерно через сутки автопоезда с новыми документами из столицы Беларуси отправлялись в Россию. А в Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков оказывались бумаги, подтверждающие их движение в сторону Польши. Таким образом, грузополучатель избавлялся от внушительных трат по таможенным пошлинам.
Такого рода громкие дела на таможенной границе Беларуси затухли после ареста следователя Генпрокуратуры Светланы Байковой. Напомним, это случилось в феврале 2010 года. Сейчас КГБ сообщает, что очередная "международная преступная группа" организовалась не позднее 2010 года. Совпадение или есть связь между этими событиями?
Примечательно, что по одному из уголовных дел по "ложному транзиту" всего было осуждено сорок бывших инспекторов таможенного поста "Козловичи" и механиков терминала "Веставто". В ходе дополнительного расследования было установлено, что только десять из сорока осужденных таможенников и механиков имели непосредственное отношение к "ложному транзиту". Остальные тридцать человек из-за "несовершенства технологии оформления транспортных средств были использованы преступниками "втемную". Однако Верховный суд не счел нужным отделять невиноватых от виновных, и отказал в пересмотре дела.
Формально уголовные дела о "ложном транзите" десятилетней давности были завершены. Но далеко не все подробности были выяснены и не все организаторы, посредники и участники предстали перед судом.
Неизвестно, чем завершилось уголовное дело за участие в преступной организации в отношении бывшего начальника УКГБ по Брестской области Петра Аксючица. Фото полковника с красным углом долго "красовалось" на сайте Интерпола, а затем незаметно исчезло.
В списках убывших в неизвестном направлении значился один из бывших заместителей председателя Государственного таможенного комитета. До сих пор с помощью Интерпола за взятки и участие в преступной группе по "ложному транзиту" наши правоохранители разыскивают бывшего старшего инспектора Брестской таможни Александра Дубовика. Были слухи, что он нашел прибежище в одной из стран Латинской Америки.
Судя по "свежему" сообщению КГБ, "несовершенство технологии оформления документов" по-прежнему присутствует на белорусской таможенной границе. Более того, схема "ложного транзита" подверглась модернизации. Старые элементы сохранились - поддельные документы и уклонение от таможенных платежей в полном объеме. А вот об усовершенствовании свидетельствует новшество в виде создания на территории Беларуси промзоны для сборки грузовиков и автобусов из ввезенных частей. Налицо явный прогресс, который вряд ли было по силам обеспечить всего двум задержанным таможенникам.
В недрах госбезопасности затеваются новые громкие уголовные дела? По старым схемам.