Литва хочет возродить судоходство на Немане
Министерство транспорта и коммуникации Литвы предлагает изменить правовой режим границы с Беларусью, чтобы восстановить пассажирское судоходство между Гродно и Друскининкаем. В советский период такое сообщение функционировало.
Как сообщает Delfi.lt, планируемые изменения законодательства уже одобрили четыре министерства и другие ответственные ведомства. Поправки должны еще одобрить правительство и парламент. Белорусская сторона предлагает расширить пассажирское судоходство до Каунаса, а также использовать реку для транспортировки грузов. Поскольку с Каунасской ГЭС нет шлюза, организовать маршрут дальше - до Куршской косы и Клайпеды - невозможно.
Сейчас в соглашениях между Литвой и Беларусью предусмотрено, что суда обеих стран могут ходить по внутренних водах только до линии границы. Чтобы восстановить судоходство, необходимы не только изменения в договорах, но и развитие инфраструктуры. Уже ведутся строительные работы на контрольно-пропускном пункте "Швендубре" на Немане. Первый пробный рейс теплохода "Ольга Соломова" из Гродно в Друскининкай прошел в мае.
Улучшить коммуникацию между Гродно и Друскининкаем хотят уже давно. Ведутся разговоры о восстановлении железнодорожного сообщения, но это довольно проблематично: с литовской стороны в начале 2000-х разобрали семь километров рельс, а вокзал в Друскининкае превратился в кафе и кемпинг. Нет современного пункта пропуска. В Гродно, в свою очередь, речной вокзал уже много лет не исполняет свои функции - теперь там кафе.
Есть и другие проблемы. Теплоходу "Ольга Соломова" уже больше 60 лет, а из Друскининкая до Гродно - около 50 километров против течения. До сих пор не запущено малое приграничное движение с Литвой и Польшей. А ведь возможность пересечь границу по реке помогла б привлечь туристов на белорусскую часть Августовского канала. Упрощенное сообщение с Друскининкаем, возможно, оживило бы и гродненский аэропорт.