Торф добудем, а про озера забудем?..
Предприятие полностью использовало имеющиеся сырьевые ресурсы и сейчас сможет остаться на плаву, лишь получив в разработку новое месторождение. Конечно, экономические задачи у нас сегодня первоочередные, но за их решением в энергетической отрасли страны почему-то не замечают проблемной экологической составляющей.
Ученые Института экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича НАН Беларуси обеспокоены тем, что добыча торфа даже вблизи заказника уже привела к понижению уровня грунтовых вод. Площадь озера Щучье за неполных тридцать лет уменьшилась в два раза, а озера Глинец, расположенного в настоящее время на расстоянии полутора километров от торфоразработок, сократилась на 3,3 гектара, или на 19 процентов. Специалисты отмечают, что в водоемах произошли изменения гидрологических параметров и режима, биологических показателей, таких как снижение прозрачности, увеличение кислотности воды и значительное сокращение содержания кислорода в зимний период. По их мнению, дальнейшее увеличение за счет территории заказника площади торфоразработок приведет к деградации природных комплексов и объектов не только на предлагаемом к исключению месторождении «Святое», но и всего охраняемого объекта.
В частности, озера Щучье и Глинец будут полностью уничтожены, уровень воды в озере Долгое понизится, в итоге произойдет общая трансформация прилегающей экосистемы. Между тем на территории заказника расположены самые крупные водоемы западной части Белорусского Поозерья в пределах Гродненской области. Их слабоустойчивая экосистема требует полного исключения какого-либо неблагоприятного вмешательства.
В наиболее развитых странах экономические проблемы давно уже не решаются в ущерб экологии и здоровью людей. Еще в 70-е годы прошлого века в них в ходе научно-технической революции произошла структурная перестройка промышленности, был совершен переход к энергосберегающим технологиям. Кроме того, государства высокими налогами принуждают промышленников либо перемещать «грязное» производство в страны третьего мира, либо принимать действенные меры по охране окружающей среды.
Вспомним проблемы промышленной Германии, в частности Рура. Многие десятилетия в Рейн сливались сточные промышленные отходы, в реке исчезла рыба. Запах и вид воды наводили ужас. Сегодня не только Рейн, но и его приток, река Рур, — самые чистые промышленные реки Европы. И все это произошло благодаря новым технологиям, новым источникам энергии, которые в Германии предлагают 1600 фирм.
Ситуация с лесами и чистотой рек теперь в Европе лучше, чем триста лет назад, когда не было промышленных предприятий-гигантов. А людей живет в несколько раз больше. Новые технологии каждый раз поднимают численность населения, позволяя на той же площади прокормить больше людей. Это, кстати, свидетельствует о том, что модернизация не увеличивает, а сокращает нагрузку на природу за счет повышения эффективности.
Нынешнее постиндустриальное общество, которое еще называют информационной цивилизацией, призвано как можно меньше нагружать окружающую среду, поскольку работает в основном с такой «нематериальной» составляющей, как информация.
Олег КАМИНСКИЙ, «БН»