Вместо службы в армии молодые люди получают зарплату в 400$ и жильё по льготному кредиту
Беларусь - лидер среди постсоветских государств по численности сотрудников милиции. В силовые структуры идут работать не только выпускники академии МВД, но и парни из «гражданки», до этого не имеющие никакого отношения к милиции. Наш герой поделился с редакцией мнением: многие идут работать в органы внутренних дел совсем не для того, чтобы хранить честь мундира и быть на защите безопасности и справедливости в стране.
О мотивах, которые побуждают молодых людей идти на службу в милицию, зарплате рядового в погонах и суровом быте белорусских милиционеров в нашем материале.
- На сегодня уже сложилась определенная тенденция: единицы приходят в милицию работать, большинство же – просто косить от армии. Действительно трудиться сюда идут с высшим образованием, чтобы впоследствии стать офицером, или уже после того, как отдали свой долг родине. А если устраиваешься без военного билета, можно даже ничего не говорить: все считают, будто ты пришёл, чтобы не топтать сапоги в армии. Доказывать что-то бесполезно. Легче молча работать и не обращать внимания, - с места в карьер начинает разговор молодой сотрудник милиции Евгений.
С детства наш собеседник не мечтал быть похожим на дядю Стёпу – к работе в органах внутренних дел вынудили обстоятельства:
- Я уже работал на 4-ом курсе в колледже, но денег хватало только на еду. На тот момент меня это устраивало, но после окончания учёбы пришлось уволиться и искать что-то другое. Так как специальность техник-электронщик у нас не востребована, по своему профилю найти работу я не мог, да и без военного билета берут неохотно. А возвращаться в райцентр на шею матери не хотелось. Решил попытать счастья в отделе милиции. Золотых гор не обещали, сказали все как есть: зарплата небольшая, форменным обмундированием обеспечат, с жильем помогут, служить в армии не придется. На тот момент я лучше бы и не нашел. Вот так все и началось, - вспоминает младший сержант. - Требований, если честно, особых и не было. Главное - пройти медкомиссию, и чтобы не было ранее никаких нареканий с законом, поэтому устроиться в милицию не так уж сложно.
Служебного жилья молодому милиционеру не дали - общежитий у их отдела нет. Поэтому парень снимает комнату 17 кв. м. в «трёшке» вместе со своей девушкой. Две остальные комнаты – нежилые. На работе помогают: платят дополнительных 750 000 бел. руб. каждый месяц. «Все, конечно, этим не погасишь, но, тем не менее, помощь очень хорошая. Если отслужу 5 лет, можно будет построить жильё по льготному кредиту под 5 % на 20 лет», - говорит Евгений.
Заметно, что молодой человек доволен своей работой, и о том, что попал именно сюда, не жалеет. Вот только зарплату хотелось бы больше:
- Последняя моя з/ п – 3 900 000 руб. И за эту сумму нужно поесть, одеться, оплатить коммунальные услуги, заплатить за съем жилья в Гомеле. На это все хватает, но вот что-то отложить не получается. А хочется и свадьбу сделать, и жилье как-то приобрести, и детей завести, но на это нет денег. Да, конечно, ребенка можно и без денег родить, но его нужно кормить, одевать, потом учить. И если человек на гражданской работе может пойти на вторую должность, то нам, увы, нельзя, - сокрушается молодой человек.
Что скрывать, в обществе к милиционерам относятся неоднозначно. Евгений комментирует:
- Милиционеров воспринимают негативно только потому, что менталитет у наших людей такой. В странах Европы, например, такого отношения к полиции нет. К ним относятся как к служителям закона, боятся и уважают. Там другая правовая база и полиция обладает большей свободой. Например, при общении с полицейским при исполнении нельзя делать резкие движения, размахивать руками и т.п. Иначе он имеет право применить оружие, если видит опасность для своей жизни, и в суде будет прав. А у нас хоть и написано, что сотрудник милиции имеет право на те или иные действия, в итоге всё равно виноват будешь ты. Милиционер даже протокол без свидетелей составить не может, а если кроме него правонарушение никто не видел или все отказались подтвердить, он ничего не сможет сделать. А когда задерживаешь человека, который совершил мелкое хищение, и составляешь протокол, то ты обязательно плохой, а он хороший.
Это только в наших странах пьяный человек может подойти и начать говорить с сотрудником ОВД о жизни, работе и т.д. Вот так и живем. Лично меня это тоже не раз коснулось, услышал много нового о себе и о милиции в целом. Но это от работы не отпугивает, пока планирую продолжать службу.
В органы внутренних дел завлекают льготными кредитами на жильё, возможностью не идти в армию и получением пенсии в 45 лет при наличии 20-летнего стажа работы.
Милиционером может стать любой человек не старше 25 лет, если у него есть хотя бы среднее образование и отсутствуют нарекания с законом. Не очень строгие требования к кандидатам можно объяснить тем, что в структуре МВД – нехватка кадров. Это подтверждает и внушительный список вакансий на сайте УВД Миноблисполкома, и низкие проходные баллы в Академию МВД (в 2012 году достаточно было набрать от 139 до 222 баллов на бюджетную форму обучения).
Правильно ли организована кампания по привлечению кадров к работе в милиции, если в результате защищать безопасность белорусов может практически любой человек с улицы, не имеющий для этого ни должной мотивации, ни профессиональных знаний?
Алеся Дашук