Один день из жизни опера: "Убийства, разбои, грабежи - для нас это рутинная работа"
Сергею Галаю на вид не более 30 лет, в розыске он всего три года. Но начальник угро Минского района Василий Гладкий говорит, что этот опер один из самых опытных и подготовленных: "Добросовестный, надежный, работая, не смотрит на часы. Не сомневайтесь, он не новичок - человек твердой поступью шагает, как и положено в розыске".
- Убийства, разбои, грабежи... В фильмах раскрытие таких преступлений показывают красиво, а для розыска это обычная рутинная работа, - говорит мне старший оперуполномоченный отделения уголовного розыска Ждановичского отдела милиции Сергей Галай.
А я понимаю, что оперативник скромничает. Всего несколько минут назад начальник отдела уголовного розыска Минского райуправления Василий Гладкий рассказывал: "Совсем недавно был случай. Бывший осужденный работал грузчиком на рынке в Ждановичах, познакомился с местной компанией, выпили. А когда водка закончилась, его отправили за добавкой. Так мужичок с чужими деньгами и пропал. В отместку его избили до смерти. А Галай всю четверку "мстителей" вычислил в тот же день. Он опытный опер, отлично знает свой участок. Человек, на которого можно положиться... Впрочем, сами все увидите".
Ориентирование на местности
Сергей оформлял бумаги по очередной краже, я в компании его коллеги оперуполномоченного Дмитрия Шанцевалова осматривалась в кабинете. Сейфы, пару столов, исколотых шилом, когда сшивались материалы проверок. В центре - диван, судя по вмятинам, выручавший на затянувшемся дежурстве не одного сыщика... И нет ничего, за что зацепился бы любопытный глаз. Ни иконок, ни фотографий семьи...
- А зачем чтобы преступники на них смотрели? У нас здесь чаще такие посетители. Иконки, как водится, есть в машинах, мы же не кабинетные работники. К примеру, вчера весь день вычисляли лодочного вора, позавчера...
На стол капитана милиции Галая ложится очередная папка с документами.
- Честно говоря, думала, что бумаг у вас намного больше.
- Куда уж больше? Каждый из этих сейфов забит ими под завязку. Только в этом году у нас было совершено 280 преступлений, преимущественно краж. Половина из них раскрыта. Так что можно представить, сколько материалов в производстве у каждого из десяти оперативников вместе с начальником отделения.
- Если бы мне пришлось писать столько статей одновременно, вряд ли бы они вышли хорошего качества.
- Выбор невелик, в каждом преступлении нужно тщательно разобраться, вот и задерживаемся на работе.
С комментарием вмешался Шанцевалов:
- Каждый второй опер либо холостяк, либо женат повторно. Из-за нашей работы браки, как правило, трещат по швам.
Гости - фактор риска
Сергей говорит, что на его территории, в поселке Ратомка, каждый день что-то случается. Причем из ста преступлений примерно девяносто совершают приезжие, а потом - ищи ветра в поле. К примеру, в прошлом году капитан с коллегами шел по следу преступной группы из Дзержинска, которая четыре года обворовывала в районе строящиеся дома, дачи, склады и машины.
Главарь банды, ранее судимый, жил очень даже безбедно, ездил на дорогой машине и нигде при этом официально не работал. Несколько раз преступники даже попадались милиционерам, но за отсутствием улик их отпускали. А однажды прищучили-таки: задержали с поличным. Лидер взял всю вину на себя... Самое интересное в этой истории, говорит старший оперуполномоченный, что преступнику за восемь доказанных краж дали всего два года условно:
- Ходит сейчас, над нами посмеивается.
С начала года на участке Галая было четыре убийства. Одно из них спровоцировали любовный треугольник и нездоровая тяга к курительным смесям. Двое приезжих парней в заброшенном доме курили спайсы, потом поссорились, вспомнив, как один у другого подругу увел, и современный Отелло выхватил нож... Спустя пару дней на тело его оппонента случайно наткнется влюбленная парочка. Но и эта задачка с неизвестным для Сергея Галая и его коллег оказалась решаемой: убийцу задержали в тот же день.
- Осудили его на 13 лет. Странный тип, все говорил, будто очищает мир от грязи.
Робкий стук в дверь прервал рассказ собеседника. На пороге стоит миловидная девушка, оказавшаяся ценным свидетелем по недавнему убийству. Ночью в дом кто-то ломился, рассказывает она: "Я не открыла, какие могут быть гости в это время? Когда выглянула в окно, увидела Ивана. Они с матерью жили на соседней улице. Ваня часто выпивал, из-за чего дома были скандалы. Поэтому его пьяный визит не удивил, а вот обувь... Я отчетливо видела, что одна кроссовка была красной, вторая - белой".
Их, как и окровавленную подушку матери, тряпки, которыми наутро протрезвевший Ваня смывал кровь, убийца попытался сжечь в печи. Несчастную он ударил, когда та отругала его за пьяные хождения по ночам. А когда мать упала с кровати на пол, сын стал бить ее ногами, пока та не перестала дышать...
В милицию позвонила Ванина подруга, которая зашла его проведать. Два дня Ваня убеждал милиционеров в своей невиновности, говорил, что ночью в дом кто-то забрался и прочее. Но как он ни отпирался, факты - вещь упрямая.
Где водятся "серийники"
На следующий день Сергей Галай заступал на сутки. Он дежурил в следственно-оперативной группе вместе с экспертом, следователем, участковым инспектором и дежурными ОДС. Вызов благо был всего один - сопровождение буйного пациента бригады скорой помощи, поэтому все остальное время капитан в основном занимался текущими материалами проверок.
- Вот, кража, год не можем преступника вычислить. Кстати, для большинства воров преступления - словно профессии. Четыре года мы гонялись за "серийником". В 65 кражах из дачных домов почерк был один и тот же: кто-то аккуратно вынимал форточное стекло и забирался внутрь. Поначалу думали, что нас вокруг пальца водит подросток, не каждый же взрослый в форточку пролезет. Оказалось, что воровал профессионал.
42-летний минчанин Андрей С. действительно был на редкость миниатюрным. Да и с виду вызывал скорее улыбку, чем опасение. Этим и пользовался, забалтывая своих будущих жертв и выведывая много полезного. "Работал" С. осторожно, на месте преступления не следил. Даже разувался, как он потом говорил, чтобы не мусорить. Подвела страсть к велосипедам. Их он заприметил в бане, а попасть туда можно было, разбив оконное стекло. Как раз на осколках и остались его пальчики.
К подозреваемому в изолятор временного содержания Сергей ездил каждый день, заодно объясняя, что если остальные грешки вора раскроются, когда он уже окажется за решеткой, будут новое уголовное дело и еще один срок. И постепенно Андрей сознался еще в 64 преступлениях.
Напарники
Сергей не успел включить электрочайник, как с чашками его обступили коллеги. "Саранча, одним словом", - по-доброму пошутил капитан. Кто-то, удаляясь, парировал, мол, каждая минута дорога и надо ловить момент.
Пожалуй, самое сложное в работе оперативника угро - это проверки по заявлениям, где по результатам выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Галай сетует:
- Заявители считают, что в их отношении все-таки было совершено преступление. А в итоге по их жалобам приходится проводить повторные проверки, хотя результат от этого не меняется. Зато мы тратим очень много времени.
В двери нарисовался Дмитрий Шанцевалов:
- Нет, хуже всего, когда откладываешь серьезные случаи ради выкрученных лампочек, сбежавших поросят, каких-то "сверхъестественных сил". Вот у меня история: соседи полметра участка не поделили и стали друг на друга заявления строчить. И ведь приходится разбираться... Серега, а водичка давно кипела?
Было уже около восьми вечера. Оперуполномоченному Шанцевалову, заскочившему в отделение с места происшествия за какими-то бумагами, уже давно пора быть дома. Ну-ну, улыбнулся он:
- Уйти в шесть удается редко. Сегодня еще нужно пару адресов проверить. Зюзин здесь? Надо, чтобы подстраховал.
Опытный сыщик рассказал, как на него набрасывались с топором, ножом, душить пытались. И если бы не напарник, неизвестно, чем бы все закончилось.
Очень важно, кто тебе спину прикрывает, говорит Дмитрий:
- В нашем коллективе я в каждом уверен, а с Сергеем нас вообще операми-близнецами называют, мыслим одинаково, преступников вычисляем одинаково, и участки смежные.
- Да отстань ты от человека, - вмешался Сергей. - Видишь, журналистка расстроилась, что дежурство тихим выдалось. Не то что прошлое, а? Бывает неделя затишья, а потом только и бегаешь, бумаги на ходу заполняешь.
В то самое прошлое дежурство сыщики задержали двоих грабителей из одной шайки. Теперь мы шли по следу третьего. Напарники оставили машину у дороги и пробирались через лес к заброшенному санаторию, где, по информации агента, мог прятаться беглец. Здание действительно долгое время служило для кого-то домом, на полу лежали матрасы, рядом жгли костры. Оконные проемы были обтянуты клеенкой и заколочены досками. Но, несмотря на обжитость жилища, пустовало оно уже давно, и напарники отправились обратно, до нитки промокшие и по колено в грязи. И почему только выбрали эту, мягко говоря, не хлебную профессию?..
Сергей, уворачиваясь от веток, пошутил, что и сам того не понимает:
- Да, разбогатеть здесь не получится. А пошел почему? Может, потому, что отец и брат в милиции служили. Я после армии с патрульно-постовой начал. Правда, думал, что временно, но остался. А потом в розыск перевели, здесь работа интереснее. Чтобы добиться результата, ты буквально живешь в криминальном мире, ловишь преступников.