Настоящее и будущее в одном ЛИЦЕе
Директор Лицея БГУ раскрывает секреты новых образовательных технологий и отмечает, что использование в учебном процессе планшетов ведет к повышению успеваемости в классе
Лицей БГУ неизменно держит пальму первенства среди учебных заведений страны. Наивысшие баллы на централизованном тестировании, громкие победы на международных и республиканских олимпиадах, а также эксперименты с новыми образовательными технологиями – все это визитные карточки лицея. Хорошим поводом для интервью с молодым ученым, 35-летним директором Лицея БГУ Вадимом МАТУЛИСОМ стало внедрение в этом учебном заведении нового проекта «Виртуальная школа». Как же учить юных «гениев» и насколько новые образовательные технологии способствуют успеху в этом деле?
Сложная задачка
— Вадим Эдвардович, что значит для вас профессия учителя? Когда вы поняли, что хотите посвятить себя школе, преподавать в Лицее БГУ, а потом и руководить им?
— Мои родители окончили физический факультет БГУ. Мы же с братом-близнецом Виталием учились в спортивном классе и занимались гимнастикой. Решив бросить серьезный спорт и заняться учебой, записались на подготовительные курсы Лицея БГУ.
Во время учебы в Лицее БГУ я участвовал в республиканских олимпиадах по химии, но дипломов не получал. В то время выпускники лицея, которые учились без троек, могли поступать в БГУ без экзаменов по результатам собеседования. Мы с братом его успешно прошли. К окончанию университета у нас с братом было много научных публикаций. Ясно, что впереди — аспирантура и кандидатская диссертация. А в это время в Лицее БГУ освободилась ставка учителя химии, и нам предложили разделить ее пополам с братом. Так, практически случайно, мы стали преподавать в лицее.
Я и сейчас не хочу отказываться от учебной нагрузки, несмотря на обилие административной работы. На уроках с лицеистами я отдыхаю. Здесь собраны лучшие из лучших со всей страны, лицеисты очень мотивированы на учебу.
— Как вы относитесь к расхожему мнению о том, что в последние годы школьники становятся менее интеллектуально развитыми, мол, компьютеры “оглупляют” новое поколение?
— Такое мнение может сложиться у преподавателя, который годами решает с детьми одни и те же задачи, и ему, естественно, с каждым годом эти задачи начинают казаться все более простыми. Насколько я могу судить по лицеистам, скорее наоборот, мы в свое время о каких-то вещах не имели понятия. А сегодняшние старшеклассники, к примеру, при подготовке к международным олимпиадам, легко осваивают эти знания. Другое дело, что современные школьники получают очень большой объем информации и им сложнее сконцентрироваться.
Я против попытки искусственно, через не хочу воспитывать будущего победителя олимпиады. У ребенка должен быть интерес к предмету, именно из этого вырастает будущий успех. Учитель должен развивать этот интерес и, конечно, помогать в достижении результата. Был случай, когда ко мне пришла бабушка одного лицеиста и попросила запретить ему участвовать в олимпиадах, мол, он обычный ребенок, какой из него олимпиадник? Кстати, в итоге этот лицеист завоевал диплом на республиканской олимпиаде и без экзаменов был зачислен в медицинский университет.
Время перемен
— Лицей одним из первых опробовал применение в учебном процессе планшетов, сейчас вы реализуете проект создания мультисервисной информационно-образовательной среды “Виртуальная школа”. Насколько необходимы все эти технические новинки современной школе?
— Проводя эксперимент с планшетами, мы не ставили перед собой задачу повысить успеваемость. Просто мир меняется, и нельзя это игнорировать. На планшетах лицеистам были доступны учебно-методические комплексы (материалы к уроку, проверочные работы и их решения), с их помощью ученики могли в любое время и в любом месте получить доступ к этой информации и позаниматься. У некоторых учителей для каждого урока подготовлена презентация. К примеру, на химии я могу “покрутить” руками молекулу на интерактивной доске, мелом на обычной ее так не нарисуешь. Если ученик пропустил урок или недопонял что-то, можно в интернете посмотреть эту презентацию. Это и есть “Виртуальный лицей”. Кстати, информация доступна любому пользователю, поэтому учителя других школ могут использовать наши наработки.
По итогам эксперимента с планшетами мы сравнили успеваемость в классе, где их использовали, и там, где нет. Успеваемость у тех детей, которые пользовались планшетами, оказалась немного выше. На здоровье и утомляемости использование новых гаджетов никак не сказалось.
Наша задача — предоставлять больше возможностей для творчества и учителю, и ученику. Они в свою очередь вправе выбирать, как этими возможностями воспользоваться. Некоторые считают, что лучше по старинке писать на доске мелом. Если речь об алгебре, то трехмерное изображение, возможно, и не нужно. На химии, к примеру, все по-другому.
— А зачем нужна “Виртуальная школа” и что она собой представляет?
— В целом “Виртуальная школа” Лицея БГУ включает в себя четыре интерактивных кабинета, мобильный класс, серверы и систему управления учебным процессом NetSchool 4.0. На установленном в рамках проекта сервере будут размещаться информация обо всех оценках учеников, расписание, домашние задания, учебные материалы. В идеале у каждого ученика и родителя будет свой логин и пароль, с помощью которого они смогут посмотреть оценки.
У наших преподавателей есть много учебных наработок, издавать которые затратно, к тому же в напечатанную книгу не внесешь изменения. Электронные версии, размещаемые на сервере дистанционного обучения, легко менять и при необходимости актуализировать.
Драмкружок, кружок по фото...
— Не слишком ли много времени ребята в лицее тратят на учебу?
— Действительно, у нас работает более сорока различных факультативов, однако существует огромное количество возможностей для общения и творчества. Я, кстати, и сам участвую в футбольных матчах, а на концертах мы с братом иногда играем на гитарах.
— В 2008 году за выполненные научные исследования вам была назначена стипендия Президента Республики Беларусь. У вас также есть награда “Лучшему молодому ученому” от престижного научного издательства “Скопус”. Удается ли совмещать работу в лицее с научными исследованиями?
— Вместе с коллегами я продолжаю заниматься квантово-химическими исследованиями свойств молекул. Мы изучаем вещества, которые используются, к примеру, в спасательных жилетах, подушках безопасности автомобилей, а также в фармацевтике. Можно спрогнозировать биологическую активность препаратов, и наши расчеты позволяют сузить круг поиска нового лекарства и ускорить этот процесс. Наукой у меня получается заниматься в выходные. А лучший отдых — побыть с семьей, поиграть с четырехлетним сынишкой. Семья дает мне силы для творчества.
— Мечтаете вырастить из сына вундеркинда?
— Нет, что вы! В лицее были случаи, когда родители просили взять их сына или дочь после восьмого класса сразу в десятый, мол, он уже всю программу прошел и готов учиться дальше. Обычно я против: зачем на год сокращать ребенку детство? Некоторые пытаются реализовать свои амбиции в детях, буквально по минутам расписывая их день. Я считаю, что насильно ребенка заставлять учиться нельзя. Главное — разбудить у него интерес, тогда все получится.
Накануне праздника
|
Секрет вундеркинда
— Чем отличается вундеркинд от обычного ребенка?
— Бывают по-настоящему уникальные дети. Вот, к примеру, один из наших лицеистов, обладатель золотой медали международной олимпиады по биологии, на уроках химии практически ничего не записывал, но при этом лучше других в уме решал сложнейшие задания. Все учебники он читал наперед и на уроках не делал никаких пометок.
Чтобы добиться успеха на международной олимпиаде, нужно, будучи школьником, иметь способности осмыслить сложный материал, который изучается на старших курсах вузов.
— Лицей БГУ в течение последних лет уверенно возглавляет список лидеров по среднему баллу централизованного тестирования своих выпускников. Как вам это удается?
— Две важнейшие составляющие, которые делают Лицей БГУ таким, какой он есть, — ученики и учителя. Двадцать три года назад, когда лицей создавался, сюда наряду с учителями школ пришли работать молодые преподаватели БГУ и научные работники. По привычке они отнеслись к своим ученикам как к коллегам. Такой партнерский, коллегиальный стиль работы существует в лицее до сих пор. Сохранить традиции лицея удается благодаря преемственности. К примеру, я и трое моих заместителей — выпускники лицея, еще не менее двадцати преподавателей также окончили наше учебное заведение. У нас достаточно молодой и очень творческий коллектив.
Кстати
На счету лицеистов в этом году 82 диплома республиканских предметных олимпиад. Это один из самых высоких результатов за двадцать три года существования лицея. Ежегодно ребята занимают призовые места на международных и республиканских научных конференциях, турнирах юных физиков и математиков.