Положительный “побочный” эффект
Как только пожилые люди стали заключать с государством договоры ренты, родственники, долгие годы не вспоминавшие о своих стариках, сразу же начали налаживать контакты с ними
Не так давно в Минске стартовал пилотный проект по внедрению новой для Беларуси формы социального обслуживания населения на основании ренты. Об одной из пожилых жительниц столицы, которая выбрала для себя формулу дальнейшей жизни “квартира в обмен на заботу”, “НГ” писала в начале прошлого года.
Женщина передала в собственность городу свое жилье и переселилась в городской дом-интернат для ветеранов войны и труда “Світанак”. И нисколько об этом не жалеет. В скором времени к ней присоединились еще два пенсионера. Чем привлекателен для пожилых людей вариант пожизненного содержания с иждивением? Какие перспективы у этой новой формы социального обслуживания и стоит ли распространять столичный опыт на всю страну? Об этом шла речь на очередном заседании коллегии Министерства труда и социальной защиты.
В Беларуси следует рассмотреть возможность предоставить право заключать договор ренты с государством не только одиноким пенсионерам, но и пожилым людям, имеющим близких родственников. Такое предложение озвучила министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина на выездном заседании коллегии ведомства. Что касается возрастной планки для тех, кто получает пожизненное содержание с иждивением, то снижать ее с 70 до 65 лет в ближайшее время не планируется.
Услуги в обмен на квартиру
Проблема старения населения характерна для всех регионов Беларуси — каждый пятый житель страны, по данным Белстата, в возрасте 60 лет и старше. В столице количество пенсионеров ежегодно увеличивается на 10—11 тысяч человек. Неизбежно возникает необходимость поиска новых форм работы с пожилыми людьми, а также дополнительных ресурсов и источников для оказания помощи этой категории населения.
Одной из таких новаций стал механизм предоставления соцуслуг на основании договора пожизненного содержания с иждивением, эксперимент по внедрению которого в настоящий момент проводится в Минске.
Суть его состоит в том, что по договору ренты ее получатель (пожилой человек) передает принадлежащее ему жилое помещение в собственность Минска, а плательщик ренты (Мингорисполком) обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением этого гражданина. Договор ренты заключается с минчанами, достигшими 70-летнего возраста, не имеющими в столице лиц, обязанных по закону их содержать. При этом существенный нюанс — право распоряжаться жильем пожилого человека у Мингорисполкома возникает только после его смерти. Таким образом, никто не собирается отбирать у стариков жилье и выгонять их на улицу. Более того, пенсионеры, решившие заключить с городом договор ренты, имеют право выбрать наиболее приемлемый для себя вариант социального обслуживания. Во-первых, они могут переселиться в дом-интернат. Во-вторых, получать пожизненное содержание, оставаясь при этом в собственной квартире.
Право выбора
Пока заключено только шесть договоров: три человека остались жить в собственной квартире и три переселились в государственное учреждение “Городской дом-интернат для ветеранов войны и труда “Свiтанак”.
— Между тем важно не столько количество заключенных договоров, сколько предоставление пожилым одиноким людям возможности выбора, — подчеркнула Марианна Щеткина. — Сегодня они могут заключить договор пожизненного содержания с иждивением либо с государством, либо с частным лицом. При этом главное — чтобы это решение было принято осознанно, с учетом всех нюансов, чтобы, доверившись недобросовестным “кандидатам” на жилье, пенсионер в результате не оказался обманутым.
О том, что такие предприимчивые люди встречаются, свидетельствует статистика. Сегодня расторгнуто уже 200 договоров с частными лицами, обещавшими старикам — владельцам столичного жилья уход и заботу.
В своей семье
Несмотря на невысокий уровень рентабельности при заключении договора ренты с условием проживания в доме-интернате, у данного варианта есть свое преимущество. Оно заключается в том, что недвижимое имущество пожилого человека остается в собственности государства, а не достается случайным людям, при этом старики получают от государства полный спектр социальных услуг.
— Нельзя не отметить неожиданный “побочный” положительный эффект, возникший в ходе реализации эксперимента. Речь идет о восстановлении утерянных семейных связей, — говорит председатель Комитета по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома Жанна Романович. — Родственники долгие годы не вспоминают о стариках, но как только узнают о возможном заключении договора ренты, сразу же налаживают контакты с ними, предлагают свою заботу и участие. Понятно, что они рассчитывают впоследствии стать владельцами квартиры. Но даже у такой меркантильной подоплеки есть свой несомненный плюс — у пожилых людей появляется шанс провести свои последние годы среди близких людей.