Как изменится жизнь могилевчан из-за временной отмены популярного маршрута троллейбуса №5?
В октябре транспортный поток примет немолодой и не самый широкий мост по Пушкинскому проспекту, движение на площади Орджоникидзе будет осложнено не только в час пик, но и в обычное время.
В последние дни работы одного из самых популярных маршрутов троллейбуса корреспондент TUT.BY отправился посмотреть на то, что будет недоступно как минимум месяц .
"Пятерка" начала ходить почти 40 лет назад, в 1974 году. Это настоящий долгожитель среди могилевских маршрутов. Он еще и самый длинный - расстояние, которое проделывает троллейбус от конечной до конечной превышает 16 км, а поездка в одну сторону занимает чуть меньше часа. Ежедневно на линию выходит 23 машины. В троллейбусном парке хоть и с пониманием относятся к предстоящему ремонту моста и связанным с этим неудобствами, но не скрывают, что месяц предстоит сложный как для пассажиров, так и для техники.
Начинает свое путешествие по городу троллейбус №5 с привокзальной площади. Здесь заполняемость салона напрямую зависит от расписания поездов. Бывает, что не все дачники с ведрами и рюкзаками влезают в салон, а бывает, что от вокзала едет 3-5 человек.
По мере движения по улице Первомайской салон наполняется самыми разными людьми - это студенты, госслужащие и обычные работяги. Первое заполнение "под завязку" происходит на остановке "площадь Ленина".
В салоне тем временем только и разговоров о перекрытии моста. Кто-то обвиняет в этом кондуктора, а кто-то жалуется на то, что это стоило сделать раньше, в теплое время года, когда стоять на остановках было бы не так холодно.
На остановке "гостиница Могилев" завожу разговор с пассажиркой, которая едет домой с ребенком из детской поликлиники.
- Понимаете, для меня пятый маршрут как любимая марка духов, - шутит домохозяйка Елена. - А тут такие перемены. Ты так привыкаешь, что можешь сесть на троллейбус и доехать до центра города или на вокзал. Пусть далеко и долго, но дешево. Сейчас каждая копейка на счету, на маршрутках не наездишься.
На остановке МГУ Кулешова салон заполняют студенты. Особо разговорчивыми оказываются студентки истфака, они закончили готовиться к семинарам в библиотеке и ехали домой на проспект Шмидта, где снимают квартиру.
- Это очень плохая была новость для нас. Когда снимали квартиру и знать не знали, что в октябре будут такие "косяки" с транспортом. Хорошо хоть на месяц, я слышала, - говорит Наталья. - Теперь будем раньше вставать с подружками. Чтобы успеть на пары вставали в 6, ну пока накрасишься и все такое, а теперь, наверное, около 5-5.30 будем пробовать.
Многим пассажирам придется тратить на дорогу с проспекта Шмидта до, скажем, МГУ Кулешова, около часа и более, тогда как раннее выходило около получаса. Если прибавить обратную дорогу, то около часа своей жизни ежедневно дополнительно необходимо тратить на дорогу на работу или учебу.
- Ничего, потерпим, ведь уж лучше мост отремонтирует, чем он рухнет под тяжестью транспорта, который там проезжает, - размышляет Владимир, рабочий зашедший в салон троллейбуса на остановке "Хлебозавод". - У всего есть ресурс, вот и у моста он "подошел".
Кондуктор Людмила говорит, что уже две недели у нее про "Шмидтовский" мост расспрашивают пассажиры:
- Каких только слухов не наслушалась. И что на год закрывают мост, и что "пятерка" будет ходить по Пушкинскому мосту и прочие небылицы. Но я пассажиров успокаивала как могла.
"Новеньких" в общественном транспорте, по словам Людмилы, вычислить очень просто - во-первых, это яркая и чистая одежда, а во-вторых, они дают деньги и спрашивают, сколько стоит проезд. На таких пассажиры смотрят с удивлением.
Когда проезжаем мост по проспекту Шмидта, то машину сильно трясет на дороге. Пассажиры в салоне пересматриваются и понимающе кивают головами.
На остановках в самом начале проспекта Шмидта состав салона обновляется. Выходят почти все те, кто ехал с вокзала или центра, заходят в основном студенты.
В какой-то степени, пятый маршрут это своеобразная машина времени.
- В былые времена, когда на двух крупных предприятиях расположенных по маршруту этого троллейбуса работала чуть ли не половина трудоспособных горожан, маршрут этот был очень загружен. То что теперь видят пассажиры в час пик, лишь подобие того как было еще лет 15-20 назад, - рассказывает Михаил, пенсионер.
Несколько остановок проезжаем за разговорами о былом величии советского химпрома и о том, как раньше было "хорошо".
На остановке "Облгаз" салон троллейбуса пустеет и до конечной он едет пустой.
Ежедневно кондуктор проезжает 5 кругов на троллейбусе. Это около 33 км.
Можно всю жизнь прожить в Могилеве, ездить на "пятерке" каждый день и ни разу не увидеть ТЭЦ-2, конечную нескольких маршрутов могилевских троллейбусов. Тут серо, холодно и уныло, как и должна выглядеть промзона.
Могилеву предстоит серьезное испытание: как минимум месяц горожане будут проверять на прочность нервы друг друга и транспорт. Что окажется крепче покажет время. Но отнестись с пониманием к соседу по пробке или сидящему рядом в троллейбусе точно будет не лишним.