За чей счет топчет границу «бензовоз» Вася?..
— На ту сторону не подбросите? — В руках мужчины появляется десятидолларовая банкнота, которой он готов расплатиться за место в машине, пешком-то пересекать границу нельзя. Получив отказ, мужчина перемещается к следующему в очереди автомобилю, затем еще к одному. В конце концов, находит водителя, готового его подвезти, и забирается в авто.
Паша — обычный «спиртовоз». Живет в приграничной деревне, чем и пользуется: припрятав в одежде водку и сигареты, направляется пешком к пограничному пункту и за небольшую плату подсаживается к кому-нибудь в машину. По ту сторону разделительной полосы его уже ожидает перекупщик. Забирает товар, расплачивается и ждет следующего Пашу, Мишу или Петю. А получивший деньги тут же начинает подыскивать себе водителя, который подбросит его обратно. Но тоже не «пустым»: из Польши выгодно везти импортный алкоголь, автозапчасти, бытовую технику.
У Васи «бизнес» покруче: он «бензовоз». Заправляет бак своего авто «под завязку» на территории Беларуси, а также прихватывает с собой пару пластиковых бутылок, в которые тоже заливает топливо. Перед самой границей прячет бутылки в кустах. В Польше сливает бензин перекупщикам, оставляя себе совсем немного, а на обратном пути подхватывает припрятанные бутылки, чтобы иметь возможность без проблем добраться до ближайшей автозаправки.
Кроме бензина, Вася прячет в машине сигареты, но не много, чтобы не попасться. А на обратном пути чаще всего «переобувает» резину: новые шины в Беларусь без пошлины не провезешь, а «запаску» в багажнике — можно.
Конечно, сокрушается Вася, пересекать границу на авто можно только раз в пять дней, но и этих поездок на хлеб с маслом хватает. И работа не пыльная. «Это ж не в хлеву хвосты коровам крутить», — добавляет он снисходительно. Между тем родители его как раз на ферме и трудятся: и мать, и отец. И не перестают сына «воспитывать» из-за такого его пристрастия к легкому хлебу.
У кого-то может возникнуть ощущение, что проблема эта выеденного яйца не стоит. Мол, сколько там может вывезти один человек в одной машине? Но такие Васи и Паши крутятся ежедневно на границе десятками. Еще больше курсируют туда-сюда в поездах. А мы потом удивляемся, почему это цены на сахар, бензин или сигареты все норовят подняться, приблизиться к ценам соседних государств. Не потому ли, что эти товары с выгодой для себя и своего кошелька вывозят такие вот предприимчивые ребята?
При этом никто не подсчитывал, какие несет убытки государство, когда из него нелегально вывозятся товары, востребованные за границей, которые можно было бы продать на экспорт. А также, сколько пользы могли бы принести стране «челноки», трудись они легально на своих рабочих местах.
Юлия БОЛЬШАКОВА, «БН»