Купить, чтобы... перепродать

Источник материала:  
ЛЕТ десять назад на шоссе, ведущем к пункту пропуска «Варшавский мост» на выезде из Бреста, стояли километровые очереди автомобилей. Толпы выезжающих в соседнюю Польшу «челноков» с громоздкими сумками штурмовали двери ныне не существующего стеклянного зала на Брестском железнодорожном вокзале. Сигареты, спирт и другие товары вывозили в соседнюю страну тоннами. Пригородные поезда были переполнены пассажирами, большая часть из которых ехала в Брест, чтобы потом выехать за кордон.

Однажды в вагоне пришлось наблюдать необычную картину: из-под куртки женщины стал выливаться… спирт. «Ой, девочки, авария!» — сказала взволнованно она едущим по соседству подружкам по бизнесу и побежала в тамбур выбрасывать лопнувший полиэтиленовый пакет. В памяти остался и другой случай. В дизель-поезде Ковель—Брест кто-то нечаянно чиркнул спичкой, и переполненный баулами со спиртом и сигаретами вагон вспыхнул как свечка. Он сгорел за считанные минуты, в огне погибла одна пассажирка.

Сейчас на пункте пропуска «Варшавский мост» таких бесконечно длинных очередей автотранспорта нет. Когда мы здесь были, на выезд из Беларуси в Польшу ожидали оформления около тридцати автомобилей. Очередь продвигалась достаточно быстро. Кто-то ехал к родственникам, кто-то — по служебным делам или в турпоездку, но были и те, кто вез в соседнюю страну спиртное и сигареты (в рамках установленных норм, как объясняли хозяева товара), ехал за покупками.

К выходным поток транспорта на выезд и въезд возрастает, порой даже очень значительно. Кстати, это характерно не только для польского направления, но и украинского. На пункте пропуска «Мокраны», например, вечером 15 сентября со стороны Украины в очереди стояло около ста автомобилей.

— Да это еще нормально, — поделился впечатлениями от пересечения границы житель Брестского района Василий М. — Очередь продвигается достаточно быстро, таможенники как с украинской, так и с нашей стороны работают слаженно.

Наш собеседник рассказал, что в соседнюю страну ездил за покупками. Некоторые вещи, особенно одежда, там дешевле. «Затоваривался мужчина в основном для своей семьи. По его словам, раньше он ездил и в Польшу, но теперь предпочитает ограничиваться лишь украинским направлением, да и то бывает там не часто. Впрочем, среди его знакомых есть такие, кто посещает украинские торговые точки с завидным постоянством и возит товар, чтобы после его перепродать.

Выходные дни — довольно оживленная пора и на Брестском железнодорожном вокзале, где, кстати, сейчас идет масштабная реконструкция. Перрон, с которого в западном направлении отправляются пассажирские поезда, со всех сторон обнесен строительными ограждениями. Впрочем, и таможенникам, и пограничникам, и работникам железной дороги это не мешает работать в штатном режиме.

…В зале, где пассажиры проходят паспортный контроль, посадка на поезд, следующий в сторону Варшавы, заканчивалась. Тех, кто ехал в Польшу с товаром или за покупками, были единицы. В скором времени за границу должен был отправиться пассажирский поезд Брест—Тересполь. Попасть на него будет куда больше желающих, рассказали пассажиры, ожидающие, когда настанет время посадки. Пообщаться с журналистом захотели немногие. Например, брестчанку, которая одна воспитывает двух сыновей, выезжать в Польшу в среднем раз в две недели вынуждает небольшая зарплата по основному месту работы. Вот и приходится провозить «допустимую норму» в ту сторону и возвращаться со стиральными порошками, шампунями, трикотажными изделиями, обувью обратно. Правда, нередко качество изделий хромает.

— Иностранным покупателям не всегда продают лучшее, — делится наблюдениями и опытом женщина. — И если даже быть предельно внимательным, то все равно того, что находится под яркой упаковкой, не увидишь.

В выходные дни желающих выехать на поезде в Польшу на Брестском железнодорожном вокзале иногда бывает столько, что из-за не успевающих с оформлением документов и проходящих таможенный контроль пассажиров поезда нередко отправляются с задержками. В приграничном регионе всегда найдутся люди, которые предпочтут пополнять свой личный или семейный бюджет таким способом, говорят те, кто занимается «челночным» бизнесом.

Но есть ведь и другая сторона медали. Получая прибыль, они, как говорится, ни копейки не отчисляют с нее подоходного налога, не тратятся на иные выплаты, как делают это большинство их соотечественников. И тем не менее имеют от государства бесплатную медицинскую помощь и другие социальные гарантии. Когда затрагиваешь эту тему, обычно слышишь в ответ: «Вы бы только знали, как нам тяжело!»

На недавней пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов, начальник Брестской таможни Леонид Досов сказал, что с начала текущего года сотрудники возглавляемой им службы оформили пять с половиной миллионов физических лиц, около полутора миллионов легковых и 370 тысяч грузовых транспортных средств, 385 тысяч железнодорожных вагонов. То есть пересечение государственной границы идет в обычном, оживленном ритме. Нарушители законодательства, кстати, тоже не дремлют. При проведении операций таможенного контроля сотрудники Брестской таможни выявили 2718 правонарушений, возбудили 20 уголовных дел. По разным причинам изъято, задержано и арестовано 208 транспортных средств, почти треть из которых конфискована. Эти цифры свидетельствуют о том, что далеко не всегда при пересечении границы граждане соблюдают государственное законодательство, рассчитывая на то, что граница станет для них источником сверхприбыли. Реальность доказывает, что это обманчивый путь.

Александр КУРЕЦ, «БН»

←Дожди-пистолеты

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика