Холдинг “Беларусь”

Источник материала:  

Если за месяц каждый белорус потратит сто тысяч рублей не на импортные, а на белорусские товары и услуги, то только это сохранит в стране около ста миллионов долларов

Вопрос со сбытом белорусской продукции остается в повестке дня. Уровень складских остатков в минувшем июле составил 74,4 процента от среднемесячного объема производства, а еще год назад был 51,3 процента. Белорусские власти знают об этой ситуации и работают над ее разрешением. Например, 11 сентября в Березе по инициативе Министерства торговли состоялась встреча представителей товаропроизводителей и крупных торговых сетей, на которой была поднята проблема падения удельного веса белорусских товаров в объеме розничной торговли. Также можно вспомнить поручение Президента разработать механизм, ограничивающий поток граждан, выезжающих на “закупы” за рубеж, сделанное на прошлой неделе и вызвавшее широкий общественный резонанс. В чем же коренится проблема сбыта белорусской продукции? Основная причина заключается во внешнеторговых дисбалансах, порожденных мировым кризисом: наши традиционные рынки сбыта утрачивают стабильность и платежеспособность, одновременно на них возрастает уровень конкуренции. Сказывается и вступление России в ВТО, поставившее под удар производителей во всем Таможенном союзе. Нельзя сказать, что Беларусь игнорирует эти вызовы: программа модернизации экономики, проекты белорусско-китайского индустриального парка и строительства АЭС призваны обеспечить технологический рывок, расширить ассортимент производимых товаров и услуг, повысить их качество и снизить себестоимость, а тем самым усилить устойчивость страны к внешним экономическим угрозам. Но пока процесс модернизации не завершен, руководству страны приходится “вручную” решать задачи управления экономикой: искать новые рынки сбыта, договариваться с поставщиками, оперативно вмешиваться в критических ситуациях.

Подобная рискованная и неблагодарная работа неизбежна в любом государстве и на любом предприятии, переживающем “болезнь роста”. В белорусском случае важно еще учитывать наличие значительной социальной нагрузки на отечественных производителей. Эта особенность экономической модели существенно увеличивает себестоимость белорусской продукции, снижая ее конкурентоспособность по показателю “цена/качество”. Что дает основания некоторым экспертам требовать от белорусских властей немедленно “сбросить социальный балласт” во имя повышения рентабельности и скорейшей интеграции в мировую экономику. Как говорится, только бизнес и ничего личного. Однако такой подход граничит с примитивизмом. Беларусь — это не просто 9,5 миллиона случайных индивидуумов. В экономическом смысле наша страна напоминает мощный холдинг, работающий как единый организм, где каждый гражданин — не просто наемный работник, а еще и собственник этого предприятия, самый настоящий акционер. А внутри любого холдинга действуют особые “правила игры”: подразделения торгуют между собой по низким “трансфертным” ценам, кооперируются в замкнутые технологические цепочки, вместе инвестируют в перспективные направления, прибыльные подразделения финансируют “социалку” и помогают отстающим и т. д. Белорусская экономика функционирует по этой же логике, все ее элементы — юридические и физические лица — действуют согласованно и солидарно.

Именно поэтому наши граждане имеют смехотворные по европейским меркам жировки, дешевый бензин, недорогой общественный транспорт, нормальные дороги, низкий уровень криминала, всеобщую занятость и другие социальные бонусы. И все это достигнуто несмотря на бедные природные ресурсы, высокую зависимость от внешних рынков и отсутствие выхода к морю. Показательно, что в рейтинге ООН по индексу развития человеческого потенциала Беларусь поднялась с 68-го места в 1995 году до 50-го в прошлом, став безусловным лидером среди стран СНГ, которые поспешили развинтить и распродать свой хозяйственный механизм на запчасти, но лучше от этого жить не стали, за исключением ничтожной прослойки олигархов. С начала кризиса 2008 года все национальные государства активно защищают свои рынки: аналитическая организация Global Trade Alert уже насчитала в мире более 2300 протекционистских мер. Так что действия белорусского руководства по поддержке местных производителей вполне логичны и ожидаемы. Конечно, административные барьеры не самодостаточны, поэтому последние инициативы властей широко освещаются в прессе, чтобы придать им воспитательный характер, напомнить белорусам, что процветание страны, нашего общего холдинга, никому, кроме нас самих, не нужно. Ведь любая корпорация успешно функционирует лишь до тех пор, пока каждый ее участник чувствует ответственность за общее дело. Сплоченность коллектива, корпоративная культура и этика особенно важны в кризисное время. И тогда небольшие действия каждого человека в масштабе страны способны вызвать колоссальные последствия.

Простой пример: если за месяц каждый белорус потратит сто тысяч рублей не на импортные, а на белорусские товары и услуги, то только это сохранит в стране около ста миллионов долларов, а за год эта сумма превысит миллиард! Итак, будущее белорусских предприятий в наших руках, и наш долг самим позаботиться о них. Ведь это наш общий холдинг, наша собственность — моя и твоя, дорогой читатель.

←Всемирный субботник

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика