Труднопроходимый путь на “Малиновку”
Строить тоннель метро приходится в буквальном смысле по колено в воде
После того как “НГ” во вчерашнем номере опубликовала слова мэра Минска Николая Ладутько о том, что срок сдачи станции “Малиновка” переносится на май, на телефоны редакции обрушился буквально шквал звонков от минчан с вопросом “Почему?”. Ведь пуск был запланирован на ноябрь этого года. Корреспондент “НГ”в поисках ответа отправился в эпицентр происходящего — строящийся тоннель.
Первое, что видишь на площадке строительно-монтажной камеры (СМК) на пересечении проспектов Дзержинского и Любимова — козловой кран, работающий над глубоким котлованом. Облачившись в спецодежду, начинаем спуск. Чтобы попасть на тридцатиметровую глубину, понадобилось около десяти минут. Внизу встречает начальник участка № 9 СМУ-22 Сергей Пшонка. Дальнейший путь мы проделаем вместе с ним.
— Во многом проблемы обусловлены тем, что тоннель пошел не над речкой Лошицей, как предполагалось, а под ней. Это связано с тем, что изначально на проспекте Дзержинского в этом месте планировали построить мост. Мост не появился, но проект прокладки тоннелей переделывать не стали. А технологии, позволяющие ускорить процесс проходки, просто не по карману минскому метрострою, — рассказывает специалист. — Правый перегонный тоннель уже преодолел этот проклятый участок, а вот левый только заходит в зону подтопления. Обычно мы идем со скоростью примерно три метра в сутки, а сейчас и один за радость.
Из разговора с Сергеем узнаем, что его бригаду перебросили на этот участок совсем недавно, на усиление. Работы ведутся круглосуточно в три смены. До этого бригада уже завершила проходку от действующих тоннелей у станции “Петровщина” до СМК. В этих тоннелях уже ведется чистовая отделка.
Разговор прерывает один из проходчиков: “Сейчас будет вода”. И она действительно появляется под ногами, просачиваясь буквально из всех щелей. Из-за трудных условий проходки тоннель обделывают чугунными тюбингами вместо бетонных, но полностью течь будет устранена лишь после завершения всех работ.
Фактически все работы ведутся вручную в тяжелейших условиях. Как рассказал звеньевой комплексной бригады участка № 9 Дмитрий Копачевский, приток грунтовых вод настолько значителен из-за геологических особенностей местности: при проектных работах не учли, что между слоями песка и глины находится водонасыщенный слой камней. Всего за один выходной день уровень воды в тоннеле достигает отметки в восемьдесят сантиметров, сквозь этот слой и приходится пробиваться строителям. Для первоночальной водоизоляции используются доски и солома, которые сдвигаются после выемки грунта. Затем следует установка тюбингов (ограждающая конструкция). Причем все работы приходится делать вручную и не допускать отклонения тюбингов больше чем на два сантиметра друг от друга при диаметре тоннеля пять метров.
Проходчики эмоционально рассказывают о своих проблемах: людей хронически не хватает, работать приходится на щитах образца 1937 (!) года (с помощью таких же щитов строили самые первые станции московской подземки). При нас на место было установлено чугунное кольцо с номеров 475. До самой станции осталось поставить еще около семисот таких же.
Несмотря на все проблемы, срок сдачи станции определен: начало мая 2014 года. Рабочие настроены оптимистично и надеются закончить работы в срок. Первая сбойка на правом тоннеле состоится уже в ноябре, тогда же для движения автотранспорта должен открыться и проспект Дзержинского.