Может, хватит продавать дипломы бесперспективным специалистам?..
Престиж высшего образования неоправданно высок. Все вузы Беларуси, в том числе и частные, набрали в этом году 61,5 тысячи студентов. Это меньше, чем в прошлом, на 18 тысяч: в 22 вузах страны закрыт прием на экономические специальности. Что касается ссузов, то они в этом году выполнили 94 процента плана и набрали 42,5 тысячи студентов. Из них на бюджет — 25,3 тысячи человек (недобрали 800 человек).
Александр Жук сделал упор именно на диспропорции между специалистами с высшим и средним специальным образованием. Это, конечно, правильно. Получается, что в Беларуси на одного рабочего приходится 3 выпускника вуза. Такую роскошь могут позволить себе даже не все высокоразвитые страны мира, где данный показатель четко привязан к производительности труда.
С другой стороны, наши чиновники продолжают кривить душой и пренебрегать тем фактом, что мы сами «наплодили» огромное количество студентов-платников. А ведь большинство из них после получения вузовской «корочки» не идут работать по профессии.
Например, сын моего знакомого, директора частной фирмы, отучился на «международных отношениях» в БГУ. Папа нерадивого студента «отстегивал» на обучение своего чада кругленькую сумму: по меркам нынешнего года — это не менее 15 миллионов в год. Однако перспектива работать по специальности, не говоря уже об избрании дипломатической стези, отпала сама собой: пошел работать к отцу на фирму. Что уже говорить о тех студентах (юристах-экономистах), чьим родителям пришлось брать кредиты на обучение своих детей в вузе? Их дипломы имеют для госзаказа ничтожное значение: потребности в специалистах закрывают выпускниками-бюджетниками.
Высшее образование стало массовым, но потеряло свою ценность почти в три раза. Это видно, сравнивая с выпусками специалистов в вузы и ссузы, начиная с 1991 года. Тогда в высшие учебные заведения набирали 37,5 тысячи человек, а в ссузы и профессионально-технические училища — 72 тысячи человек.
Как найти оптимальный баланс? Максимально сократить прием на платное и поднять планку для поступающих. Мы уже стали на этот пусть — сокращаются цифры приема, введены пороговые значения ЦТ при подаче документов. Хочется надеяться, что эти и другие механизмы будут учтены в новой редакции правил приема (ее Министерство образования намерено утвердить уже в ноябре). Там же, кстати, предполагается упразднить сельский и городской конкурсы. Этот шаг аргументирован тем, что успехи и тех и других абитуриентов в ЦТ приблизительно равны.
Вместе с тем вакантными в этом году остались бюджетные места в двух из четырех сельскохозяйственных вузов страны. Ответственность за это первый заместитель министра образования Беларуси Александр Жук возложил на сами вузы, мол, у них несовершенна профориентационная работа. Допустим, что это так. Но ведь мы в силах инициировать приток в аграрные вузы сильных абитуриентов, сокращая платные места и тем самым перераспределяя прием. Ведь резких отличий между менеджером-промышленником и менеджером-аграрием, по сути, нет. А социальная защищенность молодых специалистов, которые работают на селе, создана. И должна будет, смею надеяться, совершенствоваться.
Татьяна УСКОВА, «БН»