Работа над ошибками
— Наша оценка состояния школ и готовности их к учебному сезону — удовлетворительная. И там, где есть проблемы с системами автоматики, противопожарным водным снабжением и так далее, ведутся соответствующие работы. На установку систем в школах выделяются деньги, делается монтаж. Угрозы здоровью и жизни детей в школах, где системы пока не установлены, нет — работы там завершатся в ближайшее время.Отсутствие автоматики само по себе не может привести к пожару. «Устройства помогут лишь своевременно обнаружить опасность. Основная же роль отводится преподавательскому составу, техническому персоналу школ, их квалификации и умению действовать в случае чрезвычайных ситуаций. Этому и следует уделять повышенное внимание.
В целом уровень защищенности школ позволяет говорить о том, что объекты находятся в удовлетворительном противопожарном состоянии. Руководство школ ответственно относится к поставленным задачам по обеспечению противопожарной безопасности. Сказать, что где-то в Беларуси есть школа, где ничего для этого не делается, мы не можем. А оценка безопасности учебных заведений органами государственного пожарного надзора проводится в течение всего года, подтвердил представитель МЧС.
Необходимость пожарной сигнализации подтверждается конкретными примерами. По улице Богдановича в Копыле загорелось техническое помещение СОШ № 3. Причина — нарушения при эксплуатации электрочайника. Сработала автоматическая пожарная сигнализация, удалось вовремя эвакуировать детей. Никто не пострадал.
— Основное количество школ, где нет автоматики — областные. По Минску вопросы закрыты. А в Минской области 67 школ-нарушителей в районных центрах или населенных пунктах, — пояснил Владимир Рафальский.
Чем компенсировать временное отсутствие автоматики? Представитель МЧС требует не нарушать требований пожарной безопасности к содержанию путей эвакуации. Но в школах и это требование не соблюдают. Выполняют иной раз самовольные перепланировки, устанавливают турникеты, на путях эвакуации складируют мебель, с дверей эвакуационных выходов лестничных клеток снимают датчики.
Дети должны знать, как быстро и безопасно покинуть школу. В любой ситуации. Для этого МЧС занимается профилактикой. Увы, ныне предмет ОБЖ исключен из обязательного. В одной из школ Россонского района незнание элементарных правил (на ОБЖ как раз учат детей, как вести себя в опасных ситуациях) привело к серьезным проблемам. Здесь произошел пожар из-за загорания макулатуры под лестничной клеткой. Задымились четыре этажа здания. Второклассников успели вывести, а вот восьмиклассники прыгали через окна на пристройку и некоторые получили травмы.
— Минобразования считает, что дети перегружены. Но ведь можно найти варианты решения этой проблемы, — резюмировал Владимир Рафальский. — Всего с начала года несколько пожаров произошло в учреждениях образования Беларуси. Немало — из-за неумения обращаться с огнем. Не всегда удается избежать крупного материального ущерба.
В Брестской области в бытовом помещении спортзала СШ № 4 Лунинца повреждены маты, тренажер, закопчены стены. Причина — неосторожное обращение с огнем. В Молотковичской средней школе Пинского района загорелся актовый зал. Причина — короткое замыкание музыкальной колонки. Пострадала учительница, которая пыталась потушить огнь, но сама отравилась продуктами горения. Ущерб — 63 миллиона рублей. В здании СОШ № 2 Ошмян из-за неосторожного обращения с огнем загорелась сцена актового зала. Ущерб — 99 миллионов рублей. Из-за детской шалости с огнем в Клецкой СОШ № 1 также произошел пожар…
В числе характерных нарушений — отсутствие либо неисправность защиты от молний (129 таких школ в Беларуси), недостаточное количество огнетушителей (в 63 школах оснащение должно быть завершено к началу учебного года), захламление или переоборудование путей возможной эвакуации. Владимир Рафальский отметил, что органам учреждения образования и местным исполнительным и распорядительным органам было предложено проанализировать ситуацию по школам, обеспечить контроль за соблюдением противопожарного режима.
Константин КОВАЛЕВ, «БН»