Операция «Вепрь»

Источник материала:  

Популяцию диких кабанов в Беларуси планируется свести к минимуму

Борьбу с атипичной чумой свиней, угрожающей, без преувеличения, продовольственной безопасности страны, в Беларуси сегодня ведут на всех фронтах – от частных подворий до крупных свинокомплексов. Однако, отмечают специалисты, несмотря на все предпринимаемые меры, от новых вспышек этого заболевания мы не застрахованы, пока в лесах бегают дикие собратья домашних свиней, которые также ему подвержены и являются его переносчиками. Правда, в нашей стране случаев АЧС, по данным мониторинга, у вепрей пока не выявлено. Но эти животные, особенно сейчас, когда сыты, очень мобильны, они свободно мигрируют из соседних стран – к примеру, чтобы добраться из Ярославской области России до белорусских лесов, дикому кабану достаточно двух дней. В общем, зараза может прийти быстро и незаметно. Поэтому Республиканским штабом по борьбе с африканской чумой свиней было решено произвести максимальное снижение численности дикого кабана в природе.  

Дешевле не бывает

Главный вопрос, который возникает в связи с таким решением: кто будет заниматься отстрелом такого масштаба и как заинтересовать тех же охотников начать “операцию “Вепрь”? Во всех охотхозяйствах уже снизили цены на разовые разрешения и охотничьи путевки к ним на отстрел животных до минимальных, утвержденных соответствующим постановлением правительства. Стоимость охотничьей путевки к разовому разрешению на отстрел сейчас составляет 20 тысяч рублей, а не 50—100 тысяч, как раньше. А само разовое разрешение на добычу дикого кабана-сеголетка для белорусских охотников стоит теперь всего 150 тысяч рублей, молодняка до двух лет — 300 тысяч рублей, взрослого кабана — 400 тысяч рублей. Раньше в среднем сеголеток в охотхозяйствах стоил около 300—400 тысяч рублей, молодняк до двух лет — 600—800 тысяч рублей, взрослый кабан — около миллиона. Учитывая то, что мясо, которое охотник после проверки в ветучреждении может забрать себе, стоит в разы дороже, охота на кабана становится делом выгодным.

Правда, в районах, где фиксировались случаи АЧС, охота вообще бесплатная, но и добытое мясо охотникам забирать нельзя. Хотя специалисты говорят, что в наших лесах случаев АЧС не выявлено, береженого, как говорится, бог бережет.

— Данная мера — профилактическая, — подчеркивает начальник отдела охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Сергей Шестаков. — Максимальное изъятие не означает, что дикие кабаны заражены АЧС.

Ответственными за изъятие дикого кабана определены местные исполнительные и распорядительные органы. Министерство лесного хозяйства систематически осуществляет сбор информации о ситуации с отстрелом дикого кабана во всех районах страны.

— С начала охотничьего сезона, то есть с 1 мая, добыто порядка 20—21 процента от общей численности этого животного в дикой природе, — приводит цифру Сергей Шестаков.

При отстреле диких кабанов сотрудники ветеринарной службы осуществляют отбор проб на АЧС.

Еще не сезон

Сейчас, как отмечает специалист, добыча дикого кабана осложнена по объективным причинам: кабаны в основном находятся в кукурузе, сезон загонной охоты еще не настал, да и эффективность будет очень низкой, а еще могут пострадать люди — охотников поживиться кукурузой на колхозном поле везде хватает. Массовая охота развернется, когда закончится уборка кукурузы и опадет листва в лесу. А слухи о том, что диких кабанов уничтожают в лесах с помощью отравленных приманок, Сергей Шестаков категорически опроверг.

Отстрел ведется во всех лесных массивах, даже в запретных для охоты зонах (но для такой охоты нужно получить специальное разрешение в Минприроды). Кстати, решение о максимальном снижении численности дикого кабана — не повод для браконьерства. И если вы убьете кабана без разрешения и без охотничьей путевки, придется понести наказание рублем: охота объявлена, но ее правила никто не отменял. Пресс-секретарь Госинспекции животного и растительного мира при Президенте Беларуси Ольга Громович напомнила, что возмещение ущерба за незаконное изъятие дикого кабана составляет шесть миллионов рублей, так как подобная незаконная добыча квалифицируется как ущерб окружающей среде в крупном размере. К слову, штрафом можно и не отделаться: незаконная охота, повлекшая причинение ущерба в крупном размере, наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

Восстановлению подлежит

Тем временем охотхозяйства страны уже подсчитывают убытки от вынужденной охоты: сводится до минимума популяция самого добываемого зверя. По словам Сергея Шестакова, охота на дикого кабана — это 70—80 процентов от общего количества организуемых охот по всей стране, на которые нередко приезжают иностранцы, обеспечивая лесхозам неплохую валютную выручку.

А как быть с последствиями для природы, если кабана в Беларуси почти полностью уничтожат? Интернет-ресурсы распространили позицию одного из руководителей российского министерства природы, который высказался о недопустимости повального уничтожения диких кабанов в европейской части России в связи с распространением африканской чумы свиней, к чему призывают Россельхознадзор и региональные ветеринарные службы. “Проведение мероприятий по полному уничтожению популяции кабана несовместимо с принципами сохранения биологического разнообразия, — считает он. — Нельзя забывать, что кабан является важнейшим компонентом природных биоценозов (совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема)”. Начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Наталья Минченко в оценке ситуации высказывается более взвешенно: “Уменьшение количества животных любого вида влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Минприроды опасается за состояние популяции дикого кабана в Беларуси, так как это ресурсный вид и важный элемент биологического разнообразия”.

Можно ли диких кабанов в принципе полностью уничтожить, ведь для них нет государственных границ и указателей? Захотят — придут в наши леса, к примеру, из соседних Литвы или Польши. Это подтвердил и доктор ветеринарных наук, завсектором охотоведения и ресурсов охотничьей фауны Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам Юрий Лях. В районах, где фиксировались случаи АЧС, необходимо извести кабана стопроцентно, в остальных — свести его численность к минимуму. Таково мнение ученого.

Как скажется на природном равновесии значительное уменьшение численности вепря? По мнению Юрия Ляха, резкое сокращение популяции дикого кабана может для некоторых других видов даже стать положительным фактором: “Есть данные, что кабаны разоряют гнезда птиц на земле. Если это так, то мы увидим всплеск популяции этих видов пернатых. В первую очередь это касается глухаря, рябчика и куропатки. А сам кабан — многоплодное животное. Популяцию он может восстановить за полтора-два года. Подождать придется только охотникам, которым нужны “трофейные” особи”.

Ситуация с уничтожением популяции дикого кабана непростая и требует взвешенных мер. “НГ” продолжит следить за развитием событий.

←“Но как забыть звончей звонка капель...”

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика