Строительство АЭС в Беларуси «позволит свободнее вздохнуть»
17 августа в Островце (Гродненская область), где возводится атомная станция, прошло обсуждение отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) Белорусской АЭС с участием литовских граждан, сообщает БелаПАН.
Для участия в мероприятии официально зарегистрировались 190 человек, в том числе 102 заинтересованных гражданина из Литвы, а также литовские и белорусские специалисты и журналисты. Однако, как пояснили БелаПАН в секретариате, не все присутствующие, в основном местные жители, проходили процедуру регистрации. В то же время зал, вмещающий более 400 человек, был заполнен практически полностью.
В слушаниях, которые начались около 13 часов, также приняли участие первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Виталий Кулик, замминистра энергетики Михаил Михадюк, директор РУП «Белнипиэнергопром» Андрей Рыков, заведующий лабораторией радиационной безопасности Республиканского научно-практического центра гигиены Яков Кенигсберг, а также начальник отдела реакторных отделений ОАО «НИАЭП» Сергей Гуреев и заместитель главы Островецкого райисполкома Виктор Свило.
В ходе слушаний чиновники ознакомили литовскую общественность с тремя докладами на тему безопасности будущей АЭС в Островце для населения и окружающей среды Беларуси и стран-соседей. Активной дискуссии по докладам и ОВОС не последовало. Отдельные участники задали вопросы о выборе площадки и реализатора проекта, о мерах по охране объектов историко-культурного наследия, находящихся в зоне потенциальной опасности при аварии на АЭС, о готовности литовцев поддержать проект строительства Белорусской АЭС.
Как заявил на общественном обсуждении Яков Кенигсберг, в проект атомной станции в Островце закладывается печальный опыт аварий на АЭС в Три-Майл-Айленд, Чернобыле и Фукусиме. Разработчики проекта Белорусской АЭС, отметил специалист, рассматривали множество сценариев аварий, как того требует МАГАТЭ.
Завлабораторией продемонстрировал результаты расчетов, согласно которым при аварии общая прогнозируемая доза облучения на расстоянии 25 км — до границ Литвы — составит 1,62 мЗв, а доза облучения щитовидной железы — 25 мЗв, что «в два раза меньше предела, когда нужно применять защитные мероприятия». «Однако риск роста онкологических заболеваний возникает при облучении более 100 мЗв, а признаки лучевой болезни — при более 1.000 мЗв», — пояснил специалист.
Кенигсберг обратил внимание на тот нелицеприятный факт, что до сих пор между правительствами Литвы и Беларуси не подписан проект соглашения об оперативном оповещении и ядерных авариях, обмене информацией и сотрудничестве в области ядерной безопасности и радиационной защиты. «Проект был направлен по специальным каналам в Литовскую Республику более двух лет назад. Ответа до сих пор нет», — резюмировал Кенигсберг.
По мнению Михаила Михадюка, в основе претензий Литвы лежат экономические причины, «Весь этот сыр-бор вокруг нашего проекта не что иное, как отстаивание Литвой своих экономических интересов. Вместе с другими странами Балтии они ранее заявляли, что собираются строить свою АЭС. Но когда в таком маленьком регионе появляются сразу три станции, то сложно найти инвестора без гарантий сбыта электроэнергии, и их просто злит, что Беларусь успешно продвигается по пути строительства атомной станции, хотя изначально у них для этого было больше предпосылок», — резюмировал замминистра.
Строительство атомной электростанции нужно прежде всего для повышения конкурентоспособности белорусской экономики, подчеркнул замминистра. Сегодня большинство электрической и тепловой энергии в стране вырабатывается за счет дорогостоящих импортных энергоносителей, что негативно сказывается на себестоимости энергии и продукции в конечном итоге. «Наша энергетика пока газовая, такая же структура генерации энергии, как в Беларуси, среди других стран Европы только в Италии, где сегодня за сто киловатт платят 20 центов. Строительство АЭС в Беларуси позволит свободнее вздохнуть экономике и рядовому гражданину», — уверен Михадюк.
Также Михадюк заявил, что Беларусь готова рассматривать предложения инвесторов, которые решатся вкладывать средства в проект строительства второй белорусской АЭС. Таким образом замминистра ответил на просьбу участников слушаний прокомментировать заявления Александра Лукашенко о возможности строительства еще одной АЭС в Беларуси.
«Но для того, чтобы принимать подобные решения, надо проверить наличие у него (инвестора. — БелаПАН.) средств, его рынок сбыта электроэнергии и пройти все международные процедуры, которые мы проходили с этой строящейся АЭС», — подчеркнул Михадюк, добавив, что поучаствовать в развитии атомной энергетики Беларуси предлагали и Литве. Несмотря на готовность Беларуси развернуть еще одну масштабную энергетическую стройку, «ни от кого сегодня предложений не поступило», резюмировал Михадюк.
В то же время, отвечая на вопрос местного противника строительства АЭС Николая Уласевича, «почему Беларусь так гордится идеей создания атомной станции на своей территории, когда в Европе от них отказываются», чиновник опроверг сведения о массовом закрытии ядерных программ в Евросоюзе. По его словам, только богатые страны могут позволить себе отказаться от АЭС. Электроэнергия, произведенная на атомных электростанциях, сегодня является самым дешевым видом энергии. Поэтому решение о заморозке ядерных программ принимают «только самые богатые страны Европы, которые имеют собственные энергетические ресурсы», заявил замминистра энергетики.
Он рассказал, что в июне 2011 года посетил сессию МАГАТЭ, на которой «вырабатывались пути повышения ядерной безопасности после фукусимской аварии». «На этой конференции выступило больше 90 представителей стран и организаций. Только несколько государств, в частности Германия и еще две-три европейские страны, заявили, что они замораживают свою ядерную программу», — сообщил Михадюк, пояснив, что Германия приняла решение «неодномоментно закрыть все станции по мере их выхода из эксплуатации», что случится не так скоро.
Материалы прошедших в Островце общественных белорусско-литовских слушаний по отчету оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) строительства Белорусской АЭС будут приобщены к конечному варианту данного отчета, заявил заместитель председателя Островецкого райисполкома Виктор Свилло, завершая собрание. Оставшиеся не озвученными вопросы можно было передать организаторам для дальнейшего получения ответов в письменном виде. В течение пяти дней протокол собрания в Островце будет подготовлен и опубликован на сайте Министерства природы и охраны окружающей среды Беларуси на русском и литовском языках, передает БЕЛТА.
Примечательно, что литовские общественные организации, в том числе экологические, приняли решение о бойкоте слушаний по белорусской атомной станции. Среди них — ведущие литовские общественные организации: Движение зеленых Литвы, «Атгайя», Центр молодежи Литвы, Ассоциация ZALI.LT, а также партия «Литовский союз крестьян и зеленых». Они заявили, что не намерены участвовать в «инсценировке общественных обсуждений» и обратились к белорусскому правительству с требованием сначала остановить строительство АЭС и только затем провести процедуру оценки воздействия на окружающую среду, как этого требует Конвенция Эспоо.
Напомним, в середине июля нынешнего года посольство Беларуси в Литве объявило о проведении 17 августа в Островце слушаний по обсуждению ОВОС будущей АЭС с участием белорусских специалистов и представителей литовской общественности в соответствии с рекомендациями комитета по исполнению Конвенции Эспоо. Однако представители Литвы заявили, что дискуссия по отчету состояться не может, так как согласно этой конвенции подобные публичные прения могут проводиться лишь тогда, когда с документами полностью ознакомятся эксперты заинтересованных сторон.
Белорусская сторона, в свою очередь, обвиняет Литву в неготовности к конструктивному взаимодействию и утверждает, что предоставила литовцам исчерпывающие ответы на заданные ими вопросы.
13 августа министр по вопросам окружающей среды Литвы Валентинас Мазуронисзаявил, что Беларусь пытается навязать литовской стороне «дискуссию немого с глухим».