Полный склад не идет на лад
Почему так стремительно растут запасы? Объяснение простое: предприятия стремятся любой ценой выполнить плановые показатели выпуска продукции. А затем, мол, пусть в верхах думают, как ее продавать. Такой подход приводит нередко к печальным результатам. На одном из овощеконсервных предприятий товара скопилось на миллиарды рублей. Причем у трети его скоро закончится срок хранения, завод понесет огромные убытки. Вот к чему приводит производство ради производства. Ведь если продукция не находит своего покупателя, значит, она морально устарела еще до выпуска. В наше время огурцы в трехлитровых банках никому не нужны, в торговле круглый год продаются свежие овощи и фрукты. Да и на российском Севере, куда раньше хорошо шла консервированная продукция, свежие яблоки и апельсины зимой уже не в диковинку. Выходит, надо производить то, что будет востребовано на внутреннем и внешнем рынках.
Вторая причина сверхнормативных запасов товаров — их низкие качество и конкурентоспособность. Если, например, отечественные стиральные машины успешно заменили на белорусском рынке импортные аналоги, то с телевизорами все наоборот. Статистика свидетельствует, что покупатели отдают предпочтение зарубежным, которые и дешевле, и качественнее.
Сельхозпроизводители не раз предъявляли претензии к качеству белорусских энергонасыщенных тракторов и кормоуборочных комбайнов. Вот еще один факт, который сообщил председатель Солигорского межрайонного Комитета госконтроля Сергей Прохорчик. Сотрудники комитета проверили надежность гусеничных тракторов «Беларус-1502-01» производства открытого акционерного общества «Мозырский машиностроительный завод», поставленных в организации Минской области. Количество поломок просто зашкаливает. Например, трактор в ГУП «Клецкое ПМС» из-за неисправностей не эксплуатировался 147 дней, в филиале ПМК-11 ОАО «Солигорскводстрой» — 42 дня. В январе филиал ПМК-101 этой же организации приобрел такой же трактор, но он из-за различных поломок в первом полугодии не работал 95 дней из 117.
Стоит сказать и вот о чем. В то время как Правительство озабочено излишками товаров, отдельные производители вместо принятия действенных мер пытаются создать видимость разгрузки складов. Так, Оршанский мясоконсервный комбинат в апреле-мае по документам отгрузил в адрес Витебского мясокомбината консервы на 6,4 миллиарда рублей, однако фактически продукция осталась на складе Оршанского комбината. Кому это надо?
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) экономист Георгий Гриц считает: нужно четко определиться, что мы собираемся делать — производить, а потом организовывать всенародную кампанию по продаже произведенного или все-таки производить то, что продается. На многих предприятиях хромает маркетинговая служба, 90 процентов сидящих в кабинетах с табличкой «Отдел маркетинга» — специалисты по сбыту. Маркетинг же предполагает изучение спроса, а порой и его формирование на долгосрочную перспективу у потенциальных покупателей. Отсутствие маркетинговой стратегии или ее негибкость приводят к затовариванию.
Думаю, что пора менять и подходы к оценке работы предприятий. Возможно, во главу угла следует поставить не произведенную, а реализованную продукцию. Ведь ВВП, лежащий на складе, еще никого не сделал богаче.
Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»