Дикий кабан подешевел, зато к одной «головной боли» добавилась другая
В Минлесхозе «БН» рассказали, что всего Беларуси около 81 тысячи диких кабанов. На свет появляются от четырех до шести поросят за опорос, но бывают пометы и до двенадцати! При этом добыча их также увеличивается — с 3,5 тысячи в 2000 году до 13,5 тысячи особей в 2007-м. Численность кабана в 2009 году превышала на 20 процентов показатели 2008 года и составляла 67,4 тысячи особей. Сообщалось, что в 2009 году за сезон добыто 24105 кабанов, или на 27 процентов больше, чем в 2008-м. В 2010 году статистика отмечала, что их в лесах почти вдвое больше оптимальной численности. Новыми правилами разрешено охотиться на них практически круглый год. Однако в 2012 году в Беларуси вновь выросла численность кабана — на 5 процентов.
Почему кабаны растут «как на дрожжах»? Одна из главных причин — диким животным создали все условия. В лесничествах оборудованы подкормочные площадки, зимой завозят регулярно корма. А за незаконный отстрел — многомиллионные штрафы!
Недавно в хозяйствах БООР решили дать бой кабану — снизили стоимость разрешения на добычу. Ранее оно обходилось в 50 тысяч рублей, сейчас — в 20. Снизилась и стоимость непосредственно трофея. На молодняк до двух лет — 300 тысяч рублей (было 650 тысяч), на взрослого кабана — 400 тысяч рублей (ранее 1 млн.).
По результатам последних учетов на Брестчине зарегистрировано 10,5 тысячи диких кабанов. Барановичский район попал в так называемую буферную зону по профилактике АЧС. На начало года там насчитывалось около 950 особей, теперь, после отстрела, уже 650. Охотники мобилизованы, им поставили задачу массово отстреливать диких свиней и впредь. Каждый раз в охоте принимают участие 3—7 охотников во главе с егерями. Хотя сейчас сложно охотиться. Кабаны прячутся в зерновых и кукурузе, и найти их трудно. Больше всего хряков, по словам специалистов, сосредоточено в районе деревень Збунин, Малые и Большие Радваничи, Лыщицы и Мотыкалы. Хватает работы еще трем охотпользователям, которые находятся поблизости с Брестской районной организационной структурой. Стрельба ведется с 6 вечера до 9 утра.
Массово уничтожают «диков» в Оршанском лесхозе. Кабаны в лесах района подлежат стопроцентному отстрелу с последующей утилизацией. Это необходимо для предупреждения распространения африканской чумы свиней. Коммерческую охоту на кабанов теперь здесь не проводят. Отстрелом занимаются местные охотники, которые имеют разрешение: с ними заключаются договоры и производится расчет. Отстрел идет от учета фактической численности. Отстрелять всех кабанов — это распоряжение райисполкома и Витебского облисполкома. Отстрелили примерно 11,3 процента».
На Могилевщине также начали отстреливать диких свиней. По информации специалистов Могилевского государственного лесохозяйственного объединения, в регионе уже уничтожено более 1100 кабанов. Это 10 процентов всей популяции животных в области. Пока речь идет только об уменьшении популяции диких свиней, однако есть места, где собираются убивать животных поголовно. В части районов, которые попали в 105-километровую зону вокруг Витебска, то есть Круглянском, Шкловском, Горецком, отстрел ведется полностью.
Кроме одной «головной боли» от дикого кабана — уничтожения им посевов сельхозкультур – добавилась и другая: он может стать разносчикам АЧС. Но такие слова, как «депопуляция», «изъятие животных до ноля» тоже вызывают тревогу. В том же Брестском районе отмечают, что в предыдущие годы количество диких кабанов не достигло своей оптимальной численности. К каким последствиям приведет вмешательство человека в популяцию, пока неясно.
С другой стороны, борьба должна идти без оглядки. Если неэффективно бороться, то загубим отрасль. Что будет, если попадется такая инфицированная особь охотнику, а он ее мясо принесет на подворье, раздаст друзьям и знакомым? А у них домашние свиньи. В Испании, которая более 30 лет (до 1995-го) боролась с эпидемией АЧС, среди причин заболевания назван такой фактор, как наличие неконтролируемого поголовья диких кабанов.
Начальник отдела охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Сергей ШЕСТАКОВ:
— По предложению Министерства сельского хозяйства и продовольствия на местах ведется отстрел дикого кабана — в районах, которые обозначены как угрожаемые зоны по АЧС. В охоте могут участвовать все желающие, но добытый продукт не вывозится и охотнику не отдается. Мы ведем контроль за местными и распорядительными органами, так как они — основные арендодатели. Смотрим, как проводят отстрел дикого кабана.
— Но ведь есть районы, где популяция дикого кабана остается низкой, их также истребят?
— Принимается решение максимально снизить количество дикого кабана. Несмотря даже на плотность.
— Сколько всего уже отстреляли особей?
— Такую информацию озвучить не могу по определенным основаниям.
— Коммерческая охота также проводится?
— Да. Но не на территориях, которые обозначены как угрожаемые зоны.
— Для иностранцев стоимость трофея снизилась?
— Снизилась только для белорусских граждан. Для иностранцев остается цена, которую пользователь охотугодий установил сам. Охотхозяйствам необходимо выживать, а это «живой товар».
— Так на самом ли деле увеличило снижение цены число желающих поохотиться, как об этом говорят в СМИ?
— Мясо на рынке стоит значительно, а мы снизили цену на взрослого кабана до 400 тысяч рублей. Я думаю, это привлекает охотников. Кроме того, наша егерская и охотоведческая службы повседневно выходят на отстрел, это их работа. Задействована полностью вся служба. Поставлена задача, и пользователи охотугодий ее выполняют. Тем, где эту работу ведут низкими темпами, с нашей стороны предпринимаются действия: доводим информацию до местных исполнительных и распорядительных органов, чтобы арендодатели воздействовали.
— Были ли в Беларуси за последние дни зафиксированы случаи АЧС среди диких кабанов?
— Мы берем пробы по той информации, которую нам предоставляют, — нет.
Подготовил
Константин КОВАЛЕВ, «БН