Езда с комфортом
С 1 августа в Беларуси заработала электронная система сбора платы за проезд по автодорогам. Но платить будут не все. В частности, нововведение не коснется владельцев легковушек, зарегистрированных в странах Таможенного союза
Белорусские автодороги, и без того весьма достойные, обещают стать еще более комфортными и безопасными, возрастет качество их обслуживания и ремонта. Именно на это направлены мероприятия по расширению сети платных дорог в стране. «Это нововведение не должно затронуть интересы белорусских граждан, тем более ухудшить их благосостояние», – не раз подчеркивал Президент Александр Лукашенко. Более того, за нововведением явственно просматриваются не только экономический аспект, но и вопросы достижения экологической безопасности и социальной справедливости.
Дорогу инвестициям!
В качестве партнера для создания национальной электронной системы взимания сборов за проезд по дорогам наша страна выбрала австрийскую компанию Kapsch TrafficCom AG, исполнительный директор которой Эрвин Топлак заверил, что предлагаемая его компанией система не потребует остановки автотранспорта для осуществления оплаты. Полтора года Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси и австрийская компания совместно работали над реализацией этого проекта, готовили нормативную базу, проектировали и создавали саму систему.
Сегодня Минтранс удовлетворенно констатирует: инвестору при поддержке заинтересованных органов государственного управления удалось реализовать проект в короткие сроки. “Это было непросто сделать ввиду его новизны, ограниченности по времени реализации, а также необходимости создания большого числа сопутствующих нормативно-правовых документов, — отметил заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко. — Но этот проект является одним из важнейших для министерства ввиду перспективности его дальнейшего развития. Мы ожидаем, что внедрение новой, современной системы сбора платы за проезд по дорогам Беларуси принесет пользу экономике нашей страны в части привлечения иностранных инвестиций и дальнейшего развития дорожно-транспортной инфраструктуры”.
Кстати, инвестиции в новый проект оказались более чем солидные. “Наша компания на создание в Беларуси системы BelToll направила 267 миллионов евро, — сообщил Эрвин Топлак. — Реализация этого проекта будет проходить в три этапа, на первый из которых выделено около 120 миллионов евро. Согласованный период рефинансирования составляет три года”. Инвестиционный договор предусматривает, что после сдачи инвестором в эксплуатацию каждой очереди оборудования оно принимается в собственность Беларуси. Учитывая рациональность и прагматизм западных бизнесменов, сомневаться не приходится: затраченные средства окупятся сторицей. При этом после окончательного расчета с австрийской стороной вырученные за пользование платными автодорогами средства будут оставаться в стране.
Электронный кассир
Национальная система электронного взимания платы за проезд по дорогам страны BelToll пришла на смену ручному сбору средств и является самой современной и надежной технологией. С 1 августа в Беларуси платными стали дороги общей протяженностью 815 километров. Второй этап проекта планируется реализовать до 1 января 2014 года, он подразумевает расширение системы за счет строительства придорожной инфраструктуры на других участках автодорог. Это касается магистрали М-4 Минск — Могилев и реконструированных участков трассы М-5 Минск — Гомель.
Для того чтобы заплатить за проезд по платным дорогам, водителю необходимо приобрести бортовое устройство — коробочку, помеченную знаком BY и установить ее за лобовым стеклом. Это можно сделать в любом из пунктов обслуживания клиентов, расположенных вдоль сети платных дорог и в областных центрах Беларуси, предварительно зарегистрировавшись в системе BelToll. Процедура регистрации в системе бесплатна, но для получения бортового устройства необходимо внести залог, размер которого для транспортного средства с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны составляет 20 евро, для автомобилей с массой более 3,5 тонны — 50 евро. Он вносится в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка в день оплаты.
Устройства различаются не только стоимостью, но и внешним видом: для больших машин оборудование крупнее и окрашено в черный цвет, для авто поменьше приобретается белое устройство. Каждая “коробочка” закреплена за конкретным автомобилем: переставлять ее на другие транспортные средства запрещено. Если водитель решит, что бортовое устройство ему больше не понадобится, он может сдать его в любой пункт обслуживания, и залог будет возвращен.
— Пик обращений пользователей за получением бортовых устройств системы пришелся на последнюю неделю июля, возможно, люди надеялись, что с 1 августа она не будет введена, — рассказал начальник главного управления автомобильных дорог Минтранса Евгений Рокало. — Во всех пунктах обслуживания, где выдаются бортовые устройства, проводится изучение ситуации, каждые два часа информация обновляется. Пока ситуация с очередями не усугубляется.
Кто будет ездить бесплатно?
Плата за проезд производится на 56 специальных станциях при заключении договора. Существуют два способа оплаты — по факту или предоплата. Первый вариант удобен тем, что нет необходимости останавливаться в пунктах обслуживания и пополнять баланс бортового устройства, так как договор заключается через эмитентов топливных карт: “Белоруснефть”, “Берлио”, E100, Eurowag, ПЭК “Белавтострада”. При необходимости можно внести оплату, к примеру, сразу за весь парк автомобилей. При выборе режима предоплаты водителю необходимо постоянно контролировать баланс бортового устройства и каждый раз, когда оно сигнализирует о низком балансе, пополнять его в пунктах обслуживания, расположенных вдоль платных дорог. Плату за проезд в этом режиме можно внести только наличными в белорусских рублях или топливной картой, тоже в белорусских рублях (“Белоруснефть”, “Берлио”, E100, Eurowag). После этой процедуры на счет бортового устройства поступают средства.
Над платными дорогами размещаются специальные металлические конструкции сбора платы, которые оборудованы приемопередатчиками. Именно они обеспечивают прямой обмен информацией с бортовым устройством, установленным на лобовом стекле транспорта. При проезде автомобиля через металлический портал система автоматически списывает средства за проезд по определенному участку платной дороги со счета. Во время проезда через портал по платной трассе оборудование напоминает о себе лишь тихим сигналом: “запищало” — значит деньги за очередной участок дороги списаны. Кстати, длина этих сегментов разная: металлическая конструкция может стоять как через восемьсот метров после предыдущей, так и через сорок километров, что связано с инфраструктурой магистрали. Там, где есть развязки и пересечения, конструкции будут стоять чаще.
Отметим, что водители автомобилей с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны, зарегистрированных в странах Таможенного союза, освобождаются от платы за проезд. То есть белорусские обладатели легковушек смогут спокойно передвигаться по дорогам. Бесплатно смогут также проехать мопеды и мотоциклы, зарегистрированные в нашей стране, колесные тракторы и самоходные машины, транспортные средства оперативного назначения, а также используемые в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка. Не нужно будет платить водителям маршруток для городских перевозок пассажиров, автомобилей, применяемых для оказания медпомощи, ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи населению Беларуси и других стран. Все остальные, а именно владельцы транспортных средств с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны и легковых автомобилей, зарегистрированных за пределами Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, обязаны платить.
— Все средства, полученные при оплате проезда на платных дорогах, будут направлены на расширение и улучшение инфраструктуры. Дороги станут более высокоскоростными и комфортными, что и является большим преимуществом данного нововведения, — подчеркнул Евгений Рокало.
|
Магистральный путь планеты
Сегодня на земле более 23 миллионов километров автодорог, из которых 140 тысяч километров являются платными. За удовольствие ездить по современным, удобным, в разы более безопасным магистралям платят в трех десятках стран (в странах СНГ платные дороги есть только в России и Беларуси, но Украина и Казахстан уже рассматривают возможность введения подобного института у себя). При этом в докризисной Испании, например, доходы от сбора дорожных платежей составляли почти половину национального дорожного бюджета, а в современной Норвегии — его треть. Здесь платный проезд существует при въезде в Осло и другие крупные города, кроме того, большие туннели и автострады почти все платные.
Естественно, плата за проезд экономически обоснована, но на практике она корректируется в зависимости от спроса потребителей с разными потенциальными возможностями. В среднем по Европе она составляет порядка 0,05—0,1 евро с легкового и 0,15—0,25 евро — с грузового автомобиля за километр дороги. Самыми дорогими в ЕС являются платные автодороги Франции, где средняя стоимость проезда составляет 0,12 евро за километр. В Италии оплата дорог обходится примерно в 4 евро за каждые сто километров пробега, в Испании — 3 евро. В Швеции и Дании проезд по магистралям бесплатный, но за проезд по восьмикилометровому мосту Оресунд придется заплатить 32 евро.
Европейские эксперты подчеркивают, что институт платных дорог имеет глубокий смысл: он позволяет разгрузить автомагистрали, перейти к более интенсивной эксплуатации железнодорожного и водного транспорта, снизив тем самым экологическую нагрузку на природу. Но есть еще один немаловажный момент. “Введение системы оплаты ведет обычно к повышению ответственности владельца дороги, ее оператора, потому что напрямую связываются факт оплаты, ответственность и требования качества, — заметил “НГ” председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — С другой стороны, бесплатных дорог в принципе не существует, так или иначе кто-то оплачивает строительство и обслуживание каждой из них. Но если эти расходы финансируются из бюджета, получается, что за дорогу платят все без исключения граждане вне зависимости от того, пользуются они ею или нет. Поэтому институт платных дорог представляется более адекватным и социально ориентированным механизмом”.