День города в Бресте: «пошлю его на…»
Если у минчан на День города стало трендом уезжать подальше от шашлыков и народных гуляний под красно-зелеными полотнами, то в Бресте все иначе. Люди сюда, наоборот, приезжают — испить кваску, купить магнитик с изображением Брестской крепости на бересте, поучаствовать в «слепом» аукционе да потанцевать под Лолиту, «Краски» и иную русскую попсу. Приехала в Брест 27 июля и я, чтобы по полной окунуться в праздничную атмосферу белорусского областного центра.
Начав погружение в праздник с улицы Советской, что в самом сердце города, я сперва приуныла: пешеходная аллея была совсем пустой. «Не переживай! Только два часа дня! Все спят еще! Вот под вечер на салют соберется куча народу», — успокаивала меня коллега.
Мы прошли вперед и — вот оно! — подымающийся ввысь чад от килограммов шашлыков и густая завеса мыльных пузырей подсказали нам, что мы прибыли.
Порадовало, что в Бресте много детей. И все они с интересом разглядывали побрякушки и сувениры в многочисленных лавках, танцевали перед сценой, прыгали на батуте, фотографировались со странными инсталляциями и с не менее странной Машей из популярного нынче мультика «Маша и медведь».
«Запишите, что я — единственная Маша в Беларуси!» — прокричала мне кукла-гигант мужским басом, сгребая в охапку подругу для фото. «Я хочу тоже сфотографироваться!» — тут же раздался рядом детский голосок. «Успокойся! Это только журналистам бесплатно, а тебе — двадцать тысяч!» — пытается утихомирить девчушку отец.
Вообще, в какой-то момент мне показалось, что атмосферу праздника здесь делают именно дети, которые были гораздо активнее взрослых, втягивая их в разноцветную кутерьму.
«Ой, ребята, подскажите, что это мне делать, — подходит к нам женщина в шляпке. — Мне подарили фотоаппарат, включаю, а он мне пишет: батарея истощена». Мы объясняем, что нужно или подзарядить аккумуляторы, или — что проще — купить батарейки. «Спасибо вам! А то я специально на День города приехала, хотела пофотографировать, а он не снимает. Я аж расстроилась!» — благодарит нас дама, отправляясь за батарейками.
Палаточный городок-ярмарка, как и на всех массовых гуляниях в нашей стране, пестрит разнообразием и поражает богатством выбора. Девушка продает корни и семена цветов, вобрав вокруг себя много женщин-цветоводов. «Нет-нет, за ними несложно ухаживать, просто поливайте два раза в неделю и в тени долго не держите», — рассказывает она потенциальным покупательницам.
У палатки с магнитами, шкатулками, часами и другими сувенирными вещицами с символикой Бреста тоже многолюдно. «Продажи идут хорошо! Вот иностранцы были недавно, купили много сувениров. Да и свои тоже покупают!» — радостно верещат девушки.
Никуда не деться от овощерезки (которая и почистит, и постругает, и порежет ровно и красиво). У меня вообще складывается впечатление, что эта нехитрая вещица становится сакральным предметом, маркирующим народные празднества как состоявшиеся.
Выбираемся из сувенирно-предметного многообразия и окунаемся в песенное многоголосие. Вот про белорусских баб, которым жить хорошо, поет женский коллектив. Люди сидят на пластиковых стульях, вслушиваясь в глубокий текст песни про близкое, наболевшее. Одни аплодируют, другие не выдерживают накала страстей и пускаются в пляс, приговаривая: «От, хорошо!» А подальше из динамиков ревет любимая белорусами Лолита, которая как бы намекает: «Пошлю его на…» «О! Моя любимая песня, ура!» — слышу мгновенную реакцию на посыл Лолы.
Подходим к главной сцене. Под «Солнышко в руках» группы «Краски» гимнастка крутит обручи, вызывая бешеный восторг у публики. Особо яро ликуют мужчины. Рядом со сценой другие гимнастки и танцовщицы репетируют, их телодвижения и пирамиды вызывают не менее бурную реакцию у прохожих, чем хулахупы хрупкой девушки.
Мое внимание привлекает толпа, собравшаяся у стола с броской вывеской «История Бреста из рук автора». Подхожу. Василий Сарычев — он же автор — как раз подписывает книги из своей серии «В поисках утраченного времени». Каждая книга стоит 150 тысяч.
«У меня два с половиной образования. Среди них исторического нет, — рассказывает Василий. — Пишу книги с 2006 года. Почему я эти занимаюсь?.. Потому что я живу в этом городе и мне интересно узнавать его историю, рассказывать о ней другим людям». Когда я спрашиваю. Сколько книг за сегодня продалось, писатель отвечает: «Вы ж понимаете, что писать книги и заниматься коммерческими делами — разные вещи. Не скажу, сколько продано. Вообще я выхожу с книгами на улицу раз в год — на День города. Интересно услышать, что люди о тебе и о твоих книгах думают. Если они в интернете гадости пишут, то и в лицо сказать могут. Но пока не было такого».
Какой праздник города без возможности уехать с портретом, созданным уличным портретистом. Оказывается, что «безымянный» художник, который наблюдается тут в полном одиночестве, вовсе не безымянный, а известный брестский живописец Сергей Казак. Напротив расположилась выставка иллюстраций его работ «Образы Бреста». Пока я фотографирую художника, к нему подходит девочка: «Это вы пастелью рисуете?» — спрашивает малышка. «Ох ты, какая грамотная! — удивляется мастер. — Все-то она знает! Да, это действительно пастель!»
Пока одни выстраивались в очередь за портретом от известного живописца, другие участвовали в «слепом» аукционе, который развернулся у магазина от ликероводочного завода. «Двести шестьдесят тысяч раз, двести шестьдесят тысяч два, ииии… двести шестьдесят тысяч — три! Продано! Молодой человек, расплатитесь и получите!» — кричит ведущий аукциона, размахивая пакетом. Что в пакете, мы так и не узнали. «Видимо, бухло, если около такого магазина проводится», — предположил парень в толпе.
Нагулявшись вдоволь, пропитавшись шашлычными ароматами и заработав парочку мозолей, мы выбирались из праздника, но он явно не хотел нас терять. «Брест, я не узнаю тебя! Где же ваши руки?» — вопрошал тем временем со сцены мужчина фриковатого вида, предлагая исполнить «что-нибудь из нашего любимого, из шансона».
Ася ПОПЛАВСКАЯ, фото автора