Как точность прогноза метеорологов сработает на имидж Беларуси
ой ситуации на расстоянии.
— Для получения более оперативных и правдивых прогнозов нам предстоит научиться отслеживать изменения метеоситуации на расстоянии примерно 300—400 километров от белорусской границы, — уточнил журналистам начальник управления гидрометеорологической деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Игорь Рогозин.
Похожие установки есть у соседей. Существует практика, когда метеорологи из разных стран запрашивают информацию, полученную с помощью радиолокаторов, у своих зарубежных коллег. На этом фоне может показаться, что с собственными установками можно повременить. Однако каждый локатор отслеживает определенную территорию, которая входит в «сферу интересов» той или иной страны. Поэтому зачастую бывает так, что у зарубежных метеорологов нет сведений об обстановке на запрашиваемой территории. Например, украинские коллеги не отслеживают некоторые регионы, погодная картина в которых помогла бы определить предстоящую метеоситуацию в Беларуси.
В то же время наблюдение за погодой на прилегающих к Беларуси территориях поможет не только вовремя заметить приближение циклона, но и определить его особенности. Вот пример. Несколько лет назад зимой неожиданно пришел атмосферный фронт, принесший дождь, а за ним сильные заморозки. Тогда пострадала линия электропередачи, которая попросту замерзла после зимнего дождя. Радиолокатор же помог бы ученым заметить дождливую особенность приближающегося атмосферного фронта — линию электропередачи предварительно обработали бы специальным средством, не позволяющим ей замерзнуть, и люди не остались бы в мороз без электричества. Помогла бы такая установка предугадать и масштабы урагана «Хавьер», занесшего снегом белорусов в марте этого года.
Пока в Беларуси действует только один радиолокатор — в Национальном аэропорту Минск. К концу этого года в эксплуатацию сдадут еще один — его уже монтируют в Гомеле. Но в идеале такие установки следует поставить по периметру всей республики. Метеорологи планируют закупить и установить их также в Бресте, Витебске и Гродно.
— После ввода в эксплуатацию этих объектов наши возможности определения погоды заметно расширятся, прогнозы станут более оперативными и точными, — говорит Игорь Рогозин.
Один радиолокатор стоит около 30 миллиардов рублей, поэтому очевидно, что пристально наблюдать за погодой по всем направлениям белорусские метеорологи смогут нескоро. Правда, в стране запланировано техническое перевооружение Республиканского гидрометеоцентра — уже действует Государственная программа мер по смягчению последствий изменения климата на 2013—2020 годы (утверждена постановлением Совета Министров Беларуси № 510 от 21 июня 2013 года). Но на модернизацию отрасли до 2020 года из бюджета выделено лишь 70 миллиардов рублей. Чего недостаточно, если учесть стоимость хотя бы одного радиолокатора.
Ученые настаивают на экономической обоснованности крупных финансовых вложений в белорусскую метеорологию. С помощью новых устройств они смогут на более высоком уровне проводить приземные гидрометеорологические, радиолокационные и гидрологические исследования. Те, в свою очередь, позволят отследить изменения погоды. Как итог — более точной станет информация о возможных неблагоприятных погодных явлениях, в том числе и о возникновении паводков.
— И тогда мы не только точно назовем день, когда это случится, но и укажем конкретную местность. В этом случае сотрудники МЧС сосредоточат свои силы в определенном, наиболее опасном регионе, а не будут разбрасывать их по всей области, — поясняет Игорь Рогозин. — К тому же точная информация о приближении стихии позволит и людям, и государству в целом минимизировать ущерб, причиненный неблагоприятными погодными условиями. Иными словами, установки сэкономят больше, чем они стоят.
Незаменимы метеорологи и в сельском хозяйстве, которые, к слову, еще в мае могли точно сказать, какие участки полей придется пересевать.
Помимо недостаточного технического обеспечения, в настоящее время белорусские метеорологи сталкиваются с проблемой нехватки кадров. К слову, если сегодня по возрасту уйдут некоторые специалисты, их будет просто некем заменить.
— Беларусь — единственная страна даже на постсоветском пространстве, где нет единой научной структуры, которая занималась бы вопросами гидрометеорологии. Это мешает развитию данного направления науки в целом и осложняет работу наших служб, — говорит главный научный сотрудник Института природопользования НАН Беларуси, академик Владимир Логинов. — В Беларуси только несколько лет назад была открыта кафедра гидрометеорологии на географическом факультете БГУ, хотя во многих постсоветских странах давно есть кафедры метеорологии, гидрологии, климатологии и прочие, которых у нас нет до сих пор.
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, академик предлагает создать кафедры климатологии и гидрометеорологии. Причем не на географическом, а на физическом факультете как наиболее подходящем для этого.
— В Государственной программе мер по смягчению последствий изменения климата на 2013—2020 годы заложена систематизация научного процесса. Однако у нас нет единого научного учреждения, занимающегося вопросами климата, для координации этой работы. Поэтому нужно создавать серьезный научный институт на базе БГУ или Академии наук. Это не только поспособствует появлению белорусской школы гидрометеорологии, но и положительно скажется на имидже страны.
Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»