Путая педали
Одна из нелепейших причин, из-за которых люди попадают в ДТП, калечатся и калечат других, — неверный выбор рычага в критический момент
Минчане помнят случай, когда женщина, перепутав педали, вылетела с пятого этажа паркинга у Комаровки. Тогда водителю повезло: несмотря на высоту полета и силу удара, пришедшегося на крышу “Мерседеса”, пострадавшая “отделалась” переломом челюсти и черепно-мозговой травмой.
Но далеко не все подобные аварии заканчиваются так: нередки и смертельные случаи. Недавно в деревне Гора Чашникcкого района 44-летний мужчина остановил свой ВАЗ-2103 возле магазина. В это же время к магазину подъехала машина с продуктами. Водитель грузовика попросил владельца авто переставить “трешку”, чтобы можно было разгрузить товар. Мужчина попросил свою жену отогнать машину и присел на лавку покурить. Женщина за рулем в спешке нажала вместо тормоза на газ. Машина на скорости наехала на своего хозяина. Мужчина скончался в больнице от полученных травм.
Авария — женского рода?
Нередко водители, чаще всего женщины, путают педали в ситуациях, которые ну никак не назовешь стрессовыми. В Минске водитель “Фольксвагена-Гольф” врезалась в стену дома, перепутав педали от испуга. Владелица немецкого авто заехала во двор своего дома, но припарковаться было негде. Женщина решила поехать в соседний двор, но вот выезжать задом не решилась, стала разворачиваться в узком месте. В этот момент во двор завернул другой автомобиль. От неожиданности водитель “Гольфа” интуитивно нажала на первую попавшуюся педаль, оказалось, на газ... К счастью, в аварии никто не пострадал.
Тормозить надо сначала головой
В Пинске педали перепутала 31-летняя женщина, не имевшая прав на вождение автомобиля. Эта печальная комбинация привела к гибели человека. Сидя за рулем “Мерседеса” при повороте направо водитель не заметила женщину, шедшую в попутном направлении по правому краю дороги. Вместо того чтобы нажать на тормоз, ударила по газу... “Мерс” тащил за собой пешехода более двадцати метров, женщина погибла на месте.
Похожий случай был и в Березовке, где девушка со стажем вождения один день (!) буквально “пригвоздила” к дереву пожилую женщину. Новоиспеченная автолюбительница пыталась выехать с парковки. Ее “Фольксваген-Гольф” то глох, то снова заводился. В какой-то момент девушке удалось наконец вовремя отпустить сцепление и нажать на газ, машина буквально рванула вперед. К несчастью, на ее пути оказалась 68-летняя женщина. Девушка в ужасе выкрутила руль, и немецкое авто прижало пенсионерку к дереву. Водитель отвезла пострадавшую в больницу, где женщине поставили диагноз “открытый перелом обеих костей голени со смещением”.
Подобные драматичные ситуации бывают не только у неопытных водителей, но и у настоящих профессионалов. Виновником столкновения на улице Репина в Гродно стал водитель грузового МАЗа. Собираясь повернуть налево во двор, он притормозил, а затем вместо первой передачи включил заднюю. Видя, что машина катится не в нужном ему направлении, нажал на тормоз, а нога возьми да соскочи на педаль газа. Еще быстрее покатившись назад, МАЗ ударил остановившийся за ним “Фольксваген”.
От подобных случаев не застрахованы и водители автомобилей с автоматической коробкой передач. В Глубокском районе на одном из переездов внедорожник протаранил проходящий поезд. В аварии пострадал пассажир “Крайслера”. Автомобиль подъехал к переезду и остановился, водитель вместо того чтобы перевести коробку в режим “парковка”, оставил ее в режиме “езда вперед”. Машина покатилась, мужчина в спешке вместо тормоза нажал на газ. В результате “Крайслер” врезался во второй вагон проходящего поезда, машина перевернулась вверх колесами. Пассажир джипа оказался в больнице, а поезд был задержан на двадцать минут.
Поспешишь — людей насмешишь
Недостаток практики, неудобная обувь, стресс, пересадка на автомобиль с непривычной коробкой переключения передач — все это может повлиять в критический момент на человека, заставить его совершить ошибку. За минувший год по вине водителей совершено 4112 ДТП, из которых более четверти было спровоцировано действиями неопытных водителей со стажем до пяти лет и лишь десятая часть произошла по вине водителей-женщин. А виновниками шестидесяти процентов всех аварий были водители в возрасте от девятнадцати до тридцати девяти. Причем критический момент наступает в период между годом и пятью годами стажа — излишняя самоуверенность дает о себе знать. Водители со стажем выше двадцати лет попадают в аварии намного реже.
Как не перепутать педали в нужный момент?
— Никто не может быть застрахован от стрессовых ситуаций, каждый человек реагирует на них по-своему, не всегда адекватно, — свою точку зрения на обучение вождению в различных жизненных ситуациях высказали и в одной из автошкол. — На уровне обучения невозможно предсказать, кто в критический момент сорвется, а кто, наоборот, сделает все правильно. Хотя да, бывало, что самые забывчивые дамы повязывали ленточку на левую ногу — чтобы не забыть, где тормоз. Возможно, решением этой проблемы стало бы психологическое обследование на предмет стрессоустойчивости. Тем, кто обследование не прошел, права не выдавать. Как вариант — обязательные курсы повышения квалификации для всех водителей, где их будут готовить к вождению в экстремальных ситуациях. Но эта идея труднореализуема, и опять-таки все зависит от психологии...