Белорусская интернет-реклама «выбилась в люди»
По оценкам представителей крупнейших белорусских интернет-площадок и рекламных агентств, продающих рекламу в Сети, темпы роста рынка интернет-рекламы в Беларуси по итогам первого полугодия 2013 года превысили 60% – если сравнивать с первым полугодием минувшего года. А затраты на интернет-рекламу по итогам 2013 года обещают занять второе место – после телевизионной.
Объем и динамику развития рынка медийной интернет-рекламы Республики Беларусь на очередной встрече оценили руководители и специалисты крупнейших белорусских веб-площадок и интернет-сейлзхаусов. Встреча была инициирована медийным агентством ZenithOptimedia Belarus. На ней также присутствовали представители компаний Onliner.by, RG Media, «Веб Эксперт», «Видео Интернешнл-Минск», «Тут Бай Медиа».
По данным ZenithOptimedia, за первое полугодие 2013 года объем белорусского рынка медийной интернет-рекламы вырос в сравнении с первым полугодием прошлого года на 65% и практически сравнялся с результатами второго полугодия 2012 года. Затраты на медийную интернет-рекламу в первом полугодии 2013-го составили $4,5 млн с учетом НДС. Данная цифра включает баннерную, текстовую рекламу и спецпроекты, но не включает контекстную рекламу и рекламу в каталогах.
По прогнозам экспертов, на протяжении 2013 года объемы рынка медийной интернет-рекламы Беларуси продолжат расти и к концу года превысят $11 млн. Если к медийной рекламе добавить затраты на контекстную, то это гарантирует сегменту интернет-рекламы в целом по итогам 2013 года уверенное второе место по объему рекламных затрат в Беларуси после телевидения.
«Такой рост рекламы в интернете обусловлен прежде всего тем, что в нашей стране интернет уже является одним из основных медиа по потреблению актуальной информации наиболее активной частью населения, – говорит руководитель ресурса Marketing.by Сергей Скороход. – А там, где есть востребованность, там есть и реклама. Телевидение, газеты, журналы и радио уже давно отстали по оперативности и актуальности того, что хочет современный белорус. Кроме того, интернет может представить много разных сервисов, которые сегодня значительно востребованы».
За 2012 год объем белорусского рынка медийной интернет-рекламы вырос в сравнении с 2011 годом на 51% и составил $7,2 млн (с учетом НДС). Эта цифра включает в себя баннерную, текстовую рекламу и спецпроекты, но не включает контекстную рекламу и рекламу в каталогах.
«Очень хорошо, если в сейлз-хаусах видят такую тенденцию. Однако, я бы не сказал, что наблюдается резкий рост объемов медийной рекламы. Ведь что такое рост рынка? Это не только увеличенные бюджеты компаний на рекламу в сети. Самое главное – это появление в интернете новых рекламодателей. А здесь, в «медийке», заметной динамики нет, – сказал БДГ коммерческий директор информагентства Telegraf.by Илья Иванов. – Наиболее активные белорусские рекламодатели не меняются годами. Иностранным партнерам Беларусь пока не особо интересна, хотя нельзя сказать, что рекламы прибалтийских, российских, украинских компаний у нас нет. Есть, но мало.
Что еще можно вложить в понятие роста, так это появление новых интернет-ресурсов. И здесь также динамики нет. Во многом это связано с тем, что собрать постоянную аудиторию для сайта из года в год становится все сложнее. Иногда мне кажется, что сейчас проще начать издавать печатные журнал или газету, я это говорю вполне серьезно. Я не могу вспомнить ни одного стартапа за последние несколько лет, который бы в данный момент уже бы окупался за счет рекламы. За счет других источников – возможно.
Где действительно виден рост, так это в продвижении брендов в социальных сетях. Цифр по этому виду деятельности в отчете ZenithOptimedia Belarus нет. Однако тенденция такова, что многие рекламодатели все больше делают упор на SMM. Именно в social media появляются те компании, баннеров и статей которых не увидишь на сайтах. А вот даже на так называемых охватных площадках бывают «пустые» дни, когда заходишь на ресурс, и видишь вместо баннера собственную «заглушку» сайта. А это, как раз, те самые участники встречи, которую организовал ZenithOptimedia».
Как видим, быстрый рост рынка медийной интернет-рекламы говорит о том, что рекламные инвестиции в интернет становятся для многих белорусских рекламодателей вторыми по важности после телевизионной рекламы. Аналогичная тенденция еще ранее отслеживалась на других, более развитых рынках интернет-рекламы. Например, в странах Западной Европы интернет вышел на второе место по объему рекламных затрат 5-7 лет назад. При этом в России интернет стал вторым по рекламной значимости только в минувшем году.
Более того, по прогнозам отраслевых экспертов уже в масштабах всего мира 2013 год станет переломным для интернета: Сеть Сетей выйдет на второе место в мире по рекламным затратам с отставанием от «телевизора» примерно в два раза.
«Говоря о темпах роста интернет-рекламы в белорусском сегменте интернета, стоит помнить о том, что интернет – сеть глобальная, и белорусы вкладывают деньги не только в белорусскую рекламу, равно как и белорусские интернет-проекты имеют доходы от рекламы за пределами Беларуси, – напоминает главный редактор газеты «Компьютерные Вести» Вадим Станкевич. – Поэтому все оценки здесь могут быть только очень приблизительными, и отражать не столько тенденции в локальной экономике, сколько, к примеру, рост активности белорусских проектов на международных рекламных рынках.
С другой стороны, рост доли интернет-рекламы на всем рекламном рынке не вызывает никаких сомнений. И объяснение этому – высокая эффективность интернет-рекламы и ее высокая степень «дискретизации»: можно выбрать для себя определенную аудиторию, выделить небольшой бюджет и увидеть, есть эффект или нет, в то время как для наружной или телевизионной рекламы для достижения какого-либо эффекта нужны более заметные вложения. Не в последнюю очередь интерес к интернет-рекламе среди белорусских компаний подогрели сложные экономические условия 2011 года, заставившие рекламодателей искать новые, более эффективные пути привлечения клиентов».