Металлом по ягоде

Источник материала:  

Как корреспонденты «НГ» помогали работникам лесной охраны «комбайнеров».

Летом для лесоводов начинается горячая пора. Массовое паломничество людей в леса многократно увеличивает угрозу возникновения пожаров. После отдыхающих остается немало мусора, который также вынуждены убирать работники лесхозов. А помимо этого ежегодно с наступлением ягодного сезона начинается противостояние лесной охраны и любителей варварских методов сбора черники и брусники.

Работники Ивьевского лесхоза ежедневно проводят природоохранные рейды, стремясь минимизировать ущерб, наносимый черничнику и брус- ничнику незаконными механическими приспособлениями для сбора ягод. В один из рейдов с ними отправились корреспонденты «НГ».

Нарушения установленных сроков или применение запрещенных средств и методов сбора ягод влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 млн рублей, для индивидуального предпринимателя — до 10, а для юридического лица — до 50 млн рублей. Однако если человек на месте признает свою вину, работники лесной охраны на первый раз ограничиваются предупреждением. В большинстве случаев это помогает: люди понимают, что искушать судьбу не стоит.

Наказание одного — другим наука

В рейдовой группе — ведущий инженер охраны и защиты леса Юрий Гуцуляк и лесничий Бакштанского лесничества Казимир Садовский. Подъезжая к лесному массиву, мы увидели заготовителя ягод, который обосновался в стратегически важном месте — на перекрестке дорог.

Поинтересовались у него закупочной ценой на чернику. Килограмм стоит 21 тысячу рублей. По словам Юрия Гуцуляка, опытный сборщик способен за несколько часов набрать около двадцати килограммов ягод и хорошо подзаработать, сдав их заготовителю. Однако многим этого мало.

Люди вооружаются механическими приспособлениями — комбайнами, скребками, совками — и стремятся взять от леса “все и сразу”, при этом нанося невосполнимый вред ягодникам. Вот пресечь действия таких “комбайнеров” нам и нужно.

Наблюдаем, как по направлению к трассе активно потянулись велосипедисты с полными ведрами черники. Юрий резонно предположил, что о приближении рейдовой группы сборщиков предупредил заготовитель. Вот и поспешили “на выход” все, у кого рыльце в пушку.

Инженер не останавливает сборщиков, хотя не исключает, что у некоторых из них в ведрах и рюкзаках припрятаны комбайны для сбора черники. Наоборот, радуется: сарафанное радио работает, о деятельности лесной охраны знает все больше людей. Знает и предпочитает со стражами леса не связываться.

— Перед выходными я лично составил административные протоколы на десятерых нарушителей природоохранного законодательства, — рассказал ведущий инженер. — Все как один — “комбайнеры”. “В лесу у нас полномочий хватает...”

Тем временем мы въехали в лес, приблизились к плантациям черничника. На пригорке заметили собирающую ягоды женщину. Правда, она также заприметила узнаваемый УАЗ с эмблемой Ивьевского лесхоза. Пока мы подходили, сборщица попыталась скрыться. Не получилось, однако комбайн где-то припрятать успела.

У инженера охраны леса на такие дела глаз наметан. В этот раз претензии предъявить сборщице он не смог, однако нам тихонько указал на характерную особенность внешнего вида “комбайнера” — одна рука у женщины была перемазана соком ягод, а вторая, в которой она держала скребок, совершенно чистая.

Мы решили сделать пеший “круг почета” по черничнику и заметили еще несколько сборщиков. Они добросовестно собирают ягоды руками. Это видно и по рукам, и по самой чернике в ведрах — чистой, без листьев и веточек. Время возвращаться к УАЗу и переезжать на другое место.

На лесной дороге встретился автомобиль с самодельным прицепом, в котором сидели сборщицы. Шесть человек — большое семейство. И вновь вежливый, но тщательный досмотр под аккомпанемент заверений в невиновности и под прицелом честнейших в мире глаз.

— Какими полномочиями обладают работники лесной охраны? — задаем вопрос специалистам. — В лесу — самыми широкими. На лесной дороге мы имеем право остановить любое транспортное средство, провести его досмотр. Также можем провести личный досмотр граждан. В случае нарушения в наших полномочиях конфисковать незаконные орудия сбора ягод и составить административный протокол, грозящий нешуточными штрафами.

Последнее предупреждение

Ну что ж, досмотр транспортного средства оказался эффективным: под сиденьями автомобиля были сложены комбайны. Целых шесть штук — по одному на каждого “честного” сборщика. Скребки конфискованы, загружены в кузов УАЗа. В дальнейшем их ждет опись и уничтожение. А сборщики ягод “вдвойне обезоружены”. Мало того, что своих орудий лишились, так и предупреждения получили.

— Простое предупреждение? Разве можно напугать человека такой мерой наказания? Какие еще санкции и за что именно грозят нарушителям? — Нарушения установленных сроков или применение запрещенных средств и методов сбора ягод влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 млн рублей, для индивидуального предпринимателя — до 10, а для юридического лица — до 50 млн рублей, — цитирует Правила побочного лесопользования инженер.

Однако если человек на месте признает свою вину, работники лесной охраны на первый раз ограничиваются предупреждением. В большинстве случаев это помогает: люди понимают, что искушать судьбу не стоит. Подтверждение этого не замедлило появиться.

На дороге показался мотоциклист с ведрами, полными ягод, и тут же был остановлен для досмотра. Парень в этом году уже был предупрежден. На этот раз он собирал ягоды руками. Внушение пошло впрок, а значит и ягодники останутся целее.

По словам Юрия Гуцуляка, застать на месте преступления “комбайнера” работникам лесной охраны не составляет труда. Любой лесник знает свои угодья намного лучше самого любознательного местного жителя. У лесоводов годами вырабатывается особый стиль передвижения — лес не любит шума и суеты. Да и сбор ягод дело специфическое. Невозможно одновременно оглядываться по сторонам и собирать чернику.

— В процессе сбора люди словно немного глохнут, — делится многолетними наблюдениями инженер охраны леса. — Чаще всего нам удается подойти к нарушителям вплотную до того, как они нас обнаружат. Помню, два года назад я так же, не спеша, шел по ягодникам. Заметил вырванный из земли кустик черники. За ним — второй, третий. Заинтересовался нетипичной картиной, по этой цепочке вышел прямо к женщине.

Та комбайном не пользовалась, а просто ленилась нагибаться, поэтому выдергивала из земли черничник и уже на весу его обирала. Так увлеклась этим варварством, что не замечала ничего вокруг. За такой вандализм сборщице был выписан крупный штраф...

На подходе — брусника

Наш рейд заканчивается. Возвращаемся к перекрестку, на котором обосновался заготовитель черники. В прицепе его автомобиля уже больше тонны ягоды. Часть из нее чистая, собранная руками. Часть — явно комбайнами. Интересуюсь, охотно ли закупается грязная ягода?

— Государственные заготовители требуют, чтобы ягода была без листьев. А вот частникам все равно. Считается даже, что с листьями черника лучше хранится.

— Как вы относитесь к деятельности лесной охраны?

— Я тут не первый день и не первый год стою. Заметил давно: с той стороны, куда направился лесхозовский УАЗ, поток ягод резко сокращается. С одной стороны, для меня это плохо, ведь моя зарплата “скачет” от тонны заготовленных ягод. А с другой, наверное, правильно. Есть гарантия, что ягоды не переведутся и в следующем году, и через десять лет.

Черничный сезон постепенно подходит к концу. Но с 15 августа начинается сезон сбора брусники, которую тоже норовят собирать комбайнами. Так что лесная охрана продолжает оставаться начеку. По-прежнему работники Ивьевского лесхоза будут проводить ежедневные природоохранные рейды, постоянно доказывая: лес находится под постоянной защитой.

←СК проводит проверку по факту получения тяжелых ожогов пятилетним мальчиком в Минской области

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика