Увидеть Израиль и … полюбить
Часть IV
Сказать, что весь Израиль буквально опутан туристическими «сетями», которые «ловят» туристов сотнями и тысячами, -- не сказать ничего. В турфирмах любому заезжему гостю, растерявшемуся от количества предложений, в считаные минуты помогут выбрать оптимальный тур -- с учетом запросов и платежеспособности клиента. В среднем любая однодневная путевка стоит от 37 до 50 у.е., в зависимости от маршрута, наличия в определенный момент скидок и прочего. Хочешь -- закажи однодневную экскурсию на Мертвое море -- плати за путевку 150 шекелей (где-то 45 у.е.) и получай целый букет услуг. Собрался в Эйлат на Красное море, но поскольку курорт фешенебельный, дорогой, а денег не так много -- продадут отель с доставкой к месту -- на 2--3--4 дня. По деньгам получается вполне терпимо. Ну а отдохнуть на Средиземном море можно едва ли не бесплатно -- если живешь в Тель-Авиве, добраться до пляжа можно обычным общественным транспортом: стоимость разового проезда на общественном транспорте 6.60 шекеля.
Если же турист живет в отеле, там всегда в холле фойе сидит представитель турфирмы, владеющий русским -- прямо на месте предложит заказать тур в любой уголок Святой земли. Но все же лучше поискать туристический офис, в том же Тель-Авиве и пригородах, поскольку всегда можно «нарваться» на скидку -- продадут любой «пакет», любой продолжительности и стоимости. Это удобно еще и потому, что всегда можешь сам распоряжаться своим временем и заказывать именно то, что хочется посмотреть именно тебе, а не всей группе. Обычно так я и поступала -- приходила в любое свободное время к турагенту, вместе выбирали маршрут. На все про все 10 минут. Если вы русскоговорящий турист, вам предложат тур именно с такими же вояжерами. Не исключено, что и с соотечественниками. Так я в одной из поездок познакомилась с семьей из Бреста, и нам уж точно было о чем поговорить и сравнить свои впечатления от увиденного.
Я практически всегда отправлялась в эти мини-туры одна и всё без проблем находила -- автобус, в который собирались туристы из различных концов города, гида, который прекрасно владеет русским (обычно это эмигрант, нашедший работу в туристическом бизнесе). И никогда не чувствовала себя такой уж оторванной о мира. Всегда находилось с кем поболтать -- в основном мне попадались россияне, почему-то с Дальнего Востока, которые охотно вступали в беседу, а по ходу поездки помогали -- кто советом (если турист бывалый), кто сфотографировать. А кто и простой водой, без которой в жаркой этой стране нельзя ступить ни шагу, иначе запросто можно заработать обезвоживание и потерять сознание. Обычно автобус собирает туристов из нескольких мест -- из отелей, небольших городков, микрорайонов Тель-Авива, и есть в этом определенное неудобство. Допустим, чтобы добраться до Иерусалима, до которого чистой езды от мегаполиса 40 минут, иной раз приходилось тратить часа два-три -- в одну сторону, и столько же -- обратно: надо всех развезти туда, откуда забирали. С другой стороны, гид не дает скучать, пока едемя: не только добросовестно излагает по ходу дела некие общеизвестные факты, но рассказывает уморительные истории. Да еще пейзажи из окна автобуса открываются такие ошеломляющие, что потраченного времени совсем не жаль.
Так получилось, что самым первым пунктом в моей «программе» стало Мертвое море, куда, кстати, впадает река Иордан -- та самая, что расступилась перед библейскими евреями в конце их скитаний. Пожалуй, самая популярная туда экскурсия -- SPA Эйн-Геди -- оздоровительный комплекс с сероводородными бассейнами. Разместился этот настоящий райский оазис рядом с Иудейской пустыней, между берегом Мертвого моря и склонами коричнево-красных гор. В спа-комплексе первое, что притягивает как магнитом, несмотря на характерный (для кого-то ужасный) запах, -- не открытый бассейн с пресной водой, а горячие серные ванны, укрепляющие, как нас просветили на месте, кровеносную систему и отлично лечащие суставы. Сидеть там больше 20-ти минут не рекомендуется, а людям с каким-либо хроническими заболеваниями и вовсе нельзя. Но никто обычно не отказывает себе в этом удовольствии. На моих глазах одна дама преклонных лет после принятия горячих ванн буквально завалилась на пол -- но ничего, ее быстро привели в чувство. И через пару часов я ее снова заметила в бассейне с сероводородом.
Один из излюбленных «аттракционов» Эйн-Геди -- грязи Мертвого моря, аналогов которым на планете нет. Черная эта глина, как мы узнали, есть не что иное, как продукт жизнедеятельности единственных живых существ Мертвого моря -- крохотных археобактерий. Обернулся в этот «продукт» и получил комплект удовольствия: очистил кожу, улучшил циркуляцию крови и облегчил ревматические боли. Чаны стоят под открытым небом, всякий может подойти туда и обмазать себя с ног до головы, а потом терпеливо высушиться на солнце, до появления грязевой корки. Комичная на первый взгляд процедура оказывается очень приятной, особенно когда смываешь грязь под душем и видишь, что кожа тела молодеет прямо на глазах. Не обошлось и без курьезов. Никто мне не объяснил -- а перед поездкой я и не поинтересовалась -- что душ у чанов с грязью -- не с пресной водой, а с соленой! Те, кто был в курсе, смело принимали водные процедуры под сильной струей воды, предварительно нацепив очки. Остальные вытирали глаза коварной водой и после, ощутив сильное жжение, опрометью мчались к фонтанчикам с пресной, чтобы смыть соль.
Но, конечно, главный здесь лекарственный препарат -- само Мертвое море. Лазурного цвета водоем, длиной -- 76 км, шириной -- 17 км, и глубиной -- до 350 м, находится на 412 метров ниже уровня моря -- это самая низкая точка Земного шара. Его магическую силу знали и Аристотель («Очень горькая и соленая вода, в которой не живет рыба и не может утонуть ни человек, ни зверь», -- писал он), и царь Ирод, и Клеопатра. Воду и соль отсюда везла к себе римская знать. Нам тоже посоветовали взять с собой кристаллы со дна Мертвого моря -- мол, целый год они будут источать в комнате целебные ароматы (правда, в аэропорту с этими кристаллами многие намаялись -- охрана почему-то их изымает из чемоданов и пакует в отдельные коробки). Ультрафиолет, говорили нам, мягкий, не обгоришь. Но все почему-то к концу однодневной поездки -- автобус оставляет туристов на 6--7 часов -- непременно обгорали. Сам состав моря напоминает «крепкий раствор соли» -- концентрация всевозможных солей в воде достигает 42 процентов. И все называют его чудодейственным. Ну а из минеральных веществ, поступающих в Мертвое море из горячих ключей и питающих его, -- вся таблица Менделеева. Ни в коем случае нельзя в нем ни плескаться, ни нырять. Следует вести себя смирно, тихо, сидеть не шевелясь. Иначе отсюда уедешь только на скорой помощи. С тем, чтобы люди не проводили на себе рискованные эксперименты, нам рассказали поучительную историю про российского туриста, который, будучи навеселе, бросился в Мертвое море с размаху, нырнул и моментально получил ожог глаз. Спасателям даже пришлось вызвать вертолет, чтобы доставить бедолагу в ближайшую реанимацию.
Но даже сидеть в этом удивительном море просто так не получится. Соленая вода выталкивает на поверхность, и человек себя чувствует беспомощным поплавком. Также нельзя, выйдя из моря, сразу одеваться. Всю воду нужно тщательно смыть. В качестве примера нам поведали историю о девушках, которые не пошли под душ -- так им хотелось привезти домой частичку Мертвого моря на себе. Однако на обратном пути их тела покрылись белой сыпью, въевшейся в кожу намертво -- очень долго им потом пришлось избавляться от этого природного «украшения». Во всех других смыслах, если соблюдать рекомендации, Мертвое море -- один из лучших на планете «целителей». Я познакомилась с российскими туристами, которые каждый год приезжают сюда семьей на 8--10 дней. Они терпеливо проходят все процедуры и потом, как уверяют, на целый год забывают об остеохондрозе, болях в суставах. «Мы и наши знакомые лечим тут всевозможные артриты. Но имеет смысл пробыть тут минимум неделю (а лучше 10 дней в году). То, что вы приехали поплескаться на один день -- это так, интересный аттракцион, а пользы особой не будет», -- просвещала меня Александра из Москвы.
Тем же, кто здоров и любит отдых активный, зажигательный, на Мертвом море с лихвой хватает двух-трех дней. Больше особенно делать нечего. В самом водоеме можно сидеть не более получаса в течение полудня. Грязи тоже не будешь каждые пять минут мазать. Кругом -- пустыня, никакой оживленной курортной жизни. На сам чудодейственный водоем добираться приходится в мини-поезде. Увы, суша стремительно наступает на Мертвое море. Если 25 лет назад Эйн-Геди располагалось буквально на самом берегу уникального природного бассейна, то сейчас от оазиса приходится добираться туда 2,5 километра. Невольно тревожные мысли приходят в голову: что же будет здесь через 100 лет?
Следующим по степени солености оказалось Красное море -- в Израиле оно простирается на 12 километров. Курорт Эйлат, что в 4-х часах езды от Тель-Авива, собственно, на нем и расположился. Если взять из Красного моря 1 литр воды, то в нем окажется 41 г солей ( для сравнения, в литре воды из открытого океана -- 34 г). Больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями здесь самое место. И конечно, плескаться в нем без ущерба для глаз и других жизненно важных органов можно сколько угодно. Море кристально чистое -- ни одна река, несущая с собой ил и песок, в него не впадает. Сюда устремляются те, кто хочет «познакомиться» с представителями подводного мира, желает прокатиться на яхте, посмотреть коралловые рифы, побывать в Океанариуме и музее Эйлатского камня, посмотреть на гигантский, вошедший в книгу Гиннесса флаг Иордании, развевающийся на противоположном берегу. Но и обычная, на первый взгляд, «доставка» на курорт превращается для туристов в приключение. Особо любопытные из нас, проезжая по дороге, петляющей по пустыне Негев, могли вглядеться в кибитки бедуинов -- они разбросаны тут повсюду. Их основное занятие -- кочевое животноводство, главным образом -- овцеводство. Израиль желал бы, чтобы бедуины прекратили свой кочевой образ жизни, для чего им государство предложило ряд льгот и привилегий. Так что многие бедуины охотно переселились в деревни (первая из них появилась в 1974-м). Самая большая -- недалеко от автотрассы Беэр-Шева -- Тель-Авив -- Рахат, где нашли себе кров и приют 45 тысяч жителей (всего израильских бедуинов 150 тысяч). Теперь это город, где кочевое племя терпеливо осваивает современные профессии, даже занимается бизнесом.
-- Не обращайте внимания на нищету. Бедуины -- вполне счастливый народец, -- уверял наш гид, пока мы глазели на поселения и их обитателей. -- Особенно мужчины: их главное занятие -- встречать гостей и охранять дом, напасть на который в пустыне немного найдется желающих. То есть в течение дня он может ничего не делать, лежать на диване, обуреваемый философскими раздумьями о смысле бытия. Может иметь несколько жен, которые вкалывают до седьмого пота, пока их муж посвящает свой досуг думам о высоком. На вид жилища бедуинов -- довольно бедные. Но иной раз у хибарок попадались такие машины, что не каждый цивилизованный житель Тель-Авива может себе такую позволить. А бедуин, получается, запросто.
Впрочем, нигде с бедуинами пообщаться нам так и не удалось, в отличие от специалистов по знаменитой израильской косметике. По пути в Эйлат на одной «стоянке» нам предложили зайти на фабрику косметики «Агава», где будто бы по отличным ценам и со скидками можно прикупить себе флакончик крема или чудо-пудры, убирающей морщины (позже в специализированном магазине в Эйлате тот же косметический товар можно было купить на 20 шекелей дешевле). На другой презентовали продукцию косметики фирмы «Премьер», где девушки-консультантки, не смущаясь, советовали женщинам в возрасте маску Клеопатры, сваренную по «тому самому древнему рецепту», за … 250 у.е. На третьей призывали купить омолаживающий коллагеновый комплекс для лица за 400 у.е., который в Москве стоит все 1 200 у.е. Где-то еще убеждали попробовать свежайшие и оригинальные -- «таких нигде больше не найдете!» -- финики по суперцене, но в других местах они оказывались все равно дешевле. А где-то еще мы непременно должны были приобрести малахитовые вазочки для цветов (наш гид в течение нескольких минут расписывал их достоинства). Справедливости ради, я и в самом деле потом нигде не видела (в отличие от тех же фиников и агавы) таких чудесных изделий, поэтому порадовалась, что прихватила домой из этого кибуца редчайший сувенирчик из «подлинного малахита». Так же я поступила и в Эйлате -- на фабрике эйлатского камня, где продавались бриллианты по заоблачным ценам. Вместо драгоценных камней я предпочла купить в качестве сувенира кусочек эйлатского -- лазурного цвета -- камня. Вот уж точно нигде его потом не найдешь.
Сам курорт на Красном море, помимо самой воды моря, кристально чистой и с оттенками красного цвета -- не исключено, что за счет цвета скал, отражающихся в воде, -- сказочно хорош. Но удовольствие отдыхать здесь действительно дорогое. Поездка на катерке с прозрачным дном -- туда спускаются любопытствующие, чтобы посмотреть на растущие в естественных условиях кораллы -- около 100 шекелей. Океанариум, в котором можно подивиться на необычных представителей подводного мира, -- 95 шекелей. Развлекательный комплекс «Город Царей», где гость знакомится с библейскими временами, плывя на лодке вдоль многочисленных каналов, -- 112 шекелей… Вечером одно удовольствие ходить по променаду вместе с праздной толпой туристов, смотреть на фейерверки и попивать слабоалкогольный мохито, но и здесь волей-неволей приходится проститься с определенной суммой денег на всякие сувенирчики -- горячие продавцы так и норовят втюхать ненужную совершенно вещь.
В общем, моих денег только и хватило, что на четыре дня в отеле (с завтраком и ужином). Всю оставшуюся часть поездки морские ванны пришлось принимать на пляже Тель-Авива и его пригорода Герцлии. Вот уж где все демократично и доступно, этакий мультикультурализм «в действии». Повсюду слышен иврит, английский, немецкий, французский, арабский, даже украинский. Но очень много и израильтян, в семьях тут в среднем по три-четыре ребенка. Не могут представить себе полноценной жизни без того, чтобы в выходной день не выбраться куда-либо с семьей отдохнуть, причем основные обязанности по уходу за детьми лежит на … отцах. Очень часто на пляже я наблюдала такую забавную картину: мамы сидят себе в шезлонгах, болтают, попивают напитки с видом «и пусть весь мир подождет»¸ а папы в это время все в заботах, так что некогда смотреть вслед проходящим загорелым красоткам -- приглядывают за отпрысками и развлекают их кто во что горазд: лепят замки из песка, купают в море и учат плавать, играют в национальную пляжную игру мамкот -- несложная, но азартная игра, очень похожа на настольный теннис, только без стола.
Морское побережье -- одна часть программы. А так жители Израиля любят устраивать пикники, отдыхать в парке, ездить к уникальным водным источникам. Я тоже решила последовать примеру израильтян и нашла себе идеальное место для отдыха в завершение путешествия. Отправилась в курортный комплекс Хамат Гадер, что расположился на границе Израиля и Иордании. Это даже не курорт, а лечебница и памятник религии и культуры с 2000-летней историей одновременно. Главное, ради чего сюда съезжается народ, -- сероводородные источники, известные со времен Римской империи. Термоминеральные купальни -- это, в двух словах, просторные бассейны, заполненные сильнодействующей жидкостью -- содержит серу в концентрации 4,7 процента и минералы, а температура 42 град. Водные процедуры, как следует из рекламного проспекта, ускоряют обмен веществ и обновление клеток и оказывают болеутоляющее воздействие. Стоила однодневная экскурсия в этот оазис 170 шекелей, но попав сюда, не пожалеешь ни одного потраченного цента. Помимо оздоровительных ванн, имеется и небольшой зоопарк, где, если повезет, можно посмотреть, что за цирк устраивают говорящие попугаи. Но гвоздем программы зоопарка все же считается крокодилья ферма. Вернее, ее часть, поскольку в долине реки Иордан есть еще и вторая ферма, крупнейшая на Ближнем Востоке, а их совместная продукция составляет весомую часть мирового экспорта крокодиловой кожи. Обычно утомленные солнцем и водными процедурами отдыхающие все как один устремляются на кормежку аллигаторов и с ужасом в глазах смотрят на смелую женщину, с виду не похожую на дрессировщицу этого опасного земноводного. Она лихо закидывает кур в пасть целиком, а аллигаторы от удовольствия только что не похрюкивают и не урчат. Нападений на туристов тут не случалось -- судя по всему, кормят их тут и так хорошо, -- но я не рискнула приблизиться к этим хищным земноводным даже на 50 метров. Хотя на одной из аллей предлагали сфотографироваться с настоящим крокодилом, сидящим на руках одного из сотрудников. После посещения фермы очень приятно вернуться в мирный оазис, под пальмы, и продолжать принимать оздоровительные сероводородные ванны…
Несколько строк вместо резюме. Прежде чем отправиться на Землю Обетованную, наверное, обычно размышляешь, чего от нее ждешь. Если только пользы для тела и здоровья -- нужно сосредоточиться на оздоровительных процедурах, благо мест, где этим можно заняться в Израиле, не счесть. Если же хочется на время почувствовать себя паломником, одолеваемым желанием дни напролет бродить по святым местам, внимая речам просвещенных гидов -- тут уже нужно сконцентрироваться на экскурсиях. И все же в заключение путешествия ясно осознаешь -- одно с другим связано неразрывно. Невозможно ехать в Эйлат и не послушать по пути истории о Иерусалиме, о лунных пейзажах пустыни Негев. Или мчатся в Хамат-Гадер и не узнать о том, что здесь было во времена Римской империи. Даже просто лежа безмятежно на пляже Тель-Авива, будешь обязательно смотреть в сторону порта Яффо, где Ной построил свой ковчег, Персей освободил Андромеду и откуда отправился в путь пророк Иона. Кожей будешь чувствовать какие-то особые флюиды, эти будто спрессованные четыре тысячи лет, втиснутые в крошечный участок неудобной, гористой и пустынной местности, которая ныне почти идеально обустроена. Как кто-то сказал: если на средневековых картах Иерусалим изображался как центр мира, то нынешний Израиль -- это узел мироздания, история, сжатая до высочайшей концентрации. Вот именно ради того, чтобы это почувствовать, и стоит сюда ехать.
Анжелика МИЛЬТО, «БН»