Реформа МВД. Пьяниц оставили милиции
«Мы должны в ходе этой реформы освободить МВД от несвойственных функций», — не раз заявлял Александр Лукашенко. Однако очередной указ президента, даже в кратком изложении пресс-службы, свидетельствует, что намного легче избавиться от набившего оскомину названия, чем от приставших, как банный лист к телу милиции, именно несвойственных ей обязанностей вытрезвлять население…
Речь — о медицинских вытрезвителях органов внутренних дел. Сей парадокс существовал многие десятилетия. Вытрезвители в Беларуси до недавней поры назывались медицинскими, а находятся они в ведении милиции, которая у нас больше способна уложить человека в больницу, чем вернуть к жизни.
Как сообщает пресс-служба главы государства, указом № 307 от 8 июля «О вопросах совершенствования деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь» предусмотрена реорганизация центров изоляции правонарушителей и медицинских вытрезвителей и их преобразование в структурные подразделения органов внутренних дел. Полный текст документа пока не доступен широкой общественности, но за громким посылом «реорганизовать и преобразовать» скрывается вполне житейское объяснение.
«Медицинские вытрезвители переименованы в специализированные изоляторы в целях ликвидации негативного восприятия предыдущего названия», — сообщает пресс-служба. Оказывается, все дело в названии, вот только суть, думается, не поменяется. Тем паче, что «преобразование в структурные подразделения» никакой дополнительной нагрузки не несет: медвытрезвители всегда были под «крышей» милиции.
Возможно, такого рода словесная эквилибристика больше направлена на то, чтобы задавить на корню все чаяния и попытки целых поколений милицейских начальников, начиная с советских времен, сбросить с себя эту «крышу». Логика их была проста: «Если учреждения медицинские, то пусть ими Минздрав занимается».
К месту заметить, что наиболее яркий след в попытках МВД спихнуть вытрезвители на медиков оставил министр внутренних дел Владимир Наумов. На каком-то этапе ему удалось доказать, что лицам с алкогольным отравлением необходима в первую очередь медицинская помощь. Тогда была впервые приведена жуткая статистика: за последние 5 лет существования медвытрезвителей в них умерли 37 человек. Основные причины летальных исходов — сердечная недостаточность, отравление и обострение заболеваний внутренних органов.
22 февраля 2003 года в Беларуси были закрыты все 58 медвытрезвителей. Функцию отрезвлять злоупотребивших граждан передали в систему Минздрава. Но белорусская медицина встала на дыбы. Как говорили, тогдашний министр Людмила Постоялко включила все свое влияние на главу государства, и вытрезвители вернули МВД.
Случилось это 18 ноября 2003 года на совещании у президента, посвященному решению проблем медвытрезвителей лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП). Вывод был сделан не в пользу милиции. Ликвидацию медвытрезвителей и передачу их функций Минздраву признали неоправданной. Больницы, как отметил Александр Лукашенко, стали превращаться в подобие следственных изоляторов, в то время как там должны лечить людей.
«Вытрезвитель — не больница и тем более не санаторий: здесь должны быть созданы такие условия, чтобы человеку было не повадно сюда попадать», — такую установку дал глава государства. Понятно, что выполнить ее могли только люди в погонах.
После того совещания все споры о несвойственных милицейских функциях по вытрезвлению населения прекратились. Указ № 307, надо понимать, окончательно и бесповоротно — одной только сменой названия «медвытрезвитель» на «специзолятор» — прикрепил МВД к алкоголикам, пьяницам и тунеядцам. Реформа белорусской милиции продолжается.
Справка Naviny.by |
Виктор ФЕДОРОВИЧ