Разговоры про поборы

Источник материала:  

Какие меры предпринимаются для более эффективной борьбы с коррупцией?

О громких делах последнего времени, причинах и условиях, способствующих совершению должностных преступлений, “НГ” рассказал  начальник управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Беларуси Игорь ГРЕЙБО.

Не в службу, а в дружбу...

— Игорь Светозарович, в этом году в стране увеличилось число выявленных коррупционных преступлений. С чем это связано?

— Прежде всего отмечу, что за последние три года количество зарегистрированных в стране коррупционных преступлений снизилось на 30 процентов. Но за шесть месяцев нынешнего года количество выявленных правонарушений увеличилось на 13,2 процента — с  1238 до 1401. Этот  рост произошел за счет увеличения выявляемости фактов взяточничества и злоупотребления служебными полномочиями.

— Изменились ли основные составы коррупционных преступлений? И какие сферы наиболее подвержены противоправным деяниям?

— Здесь серьезных изменений не произошло. Наибольшая доля правонарушений приходится на промышленность, госуправление, образование, торговлю, строительство. Ежегодно практически каждое третье преступление от общего числа коррупционных деяний выявляется в системе министерств и ведомств. По результатам соцопроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента, свыше 45 процентов опрошенных наиболее коррупциогенными сферами деятельности считают здравоохранение, четверть — образование. То есть это те самые взятки за зачеты и экзамены, выдача “липовых” больничных и так далее. Между тем некоторое смещение акцента, выявленное в ходе соцопроса, в сторону здравоохранения позволяет констатировать наличие достаточно высокого уровня латентности коррупционной преступности в данном виде деятельности. По нашему мнению, это свидетельствует о неудовлетворенности населения стандартами оказания медицинских услуг и желании клиентов восполнить их путем дополнительного вознаграждения медработников.

Земельный передел

— Совсем недавно у всех на слуху был коррупционный скандал в Борисове, где заместитель председателя райисполкома за благоприятное решение вопроса по согласованию одного из инвестпроектов запросил 13 тысяч долларов. Среди должностных лиц исполкомов всех уровней соблазн использовать свое положение в корыстных целях по-прежнему силен?

— К сожалению, да. Видимо, тут влияют еще фактор удаленности от столицы и как следствие мнимая уверенность в безнаказанности. Распространены факты коррупции при заключении различных сделок, при проведении тендеров и закупок, выдаче разрешений, согласований, при освоении бюджетных средств на реконструкцию объектов республиканской и коммунальной собственности, а также в области земельных и арендных отношений. В частности, бывший председатель Ветковского райисполкома, используя служебное положение, дал указание руководителю одного из предприятий снести старый нежилой дом на одной из улиц города. Далее собственным распоряжением он включил этот участок в перечень пустующих и на имя своей дочери оформил необходимые документы на отвод земельного участка и на право пожизненного наследуемого владения для строительства и обслуживания жилого дома, хотя дочь проживала в Гомеле и в жилье не нуждалась. После оформления прав на участок он начал строить дом, используя рабочих и транспорт одного из предприятий города.

Первый заместитель председателя Ивацевичского райисполкома также давал неправомерные указания руководителям предприятий района безвозмездно передавать ему товарно-материальные ценности и оказывать транспортные и строительные услуги.

На земельных махинациях погорел и бывший заместитель начальника землеустроительной службы Речицкого района. В течение двух лет он подготовил двенадцать заведомо незаконных проектов решений райисполкома о предоставлении 24 гражданам, не состоявшим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в пожизненное наследуемое владение земельных участков для строительства индивидуальных домов.

Преступление и покаяние

— Когда речь идет о коррупции, непременно возникает вопрос об адекватности и соразмерности наказания тяжести содеянного. Зачем, дескать, привлекать к ответственности врача, который взял сто тысяч рублей в качестве подарка? Или любое подношение уже является взяткой?

— Если оно связано с деятельностью должностного лица, то да. Не является получением взятки и не влечет уголовной ответственности принятие должностным лицом вознаграждения без какой-либо обусловленности  этого вознаграждения соответствующими действиями по службе. Например, взяткой не считается принятие сувениров на протокольных и иных официальных мероприятиях, подарков по случаю дня рождения и праздников. 

Разумеется, за двадцать долларов взятки на пять-шесть лет сегодня уже не посадят, хотя решение это находится в компетенции суда. Более того, действующее законодательство вообще предусматривает освобождение от уголовной ответственности в случае, если, например, обвиняемый в совершении экономического правонарушения чистосердечно признал свою вину и полностью возместил причиненный ущерб.

С другой стороны, прокуратура рассматривает предложения о возможном ужесточении наказания для тех, кто дает взятку, и предлагает исключить из закона примечание, что, если лицо добровольно заявило о даче взятки, оно освобождается от уголовной ответственности. Взяткодатель должен нести ответственность наравне с взяткополучателем. Это практика многих стран мира.

— За последние годы в стране ужесточена борьба с коррупционными преступлениями. Установка четкая: наказывать всех виновных, невзирая на должность, звания и былые заслуги. Что же толкает людей в денежную “пропасть”?

— В первую очередь, наверное, субъективный фактор, когда жажда наживы оказывается сильнее страха быть разоблаченным. Ведь к каждому человеку милиционера не приставишь, и видеокамеру в каждом кабинете не установишь. Вот почему важно на всех уровнях выстроить четкую систему противодействия и предупреждения коррупционным правонарушениям.

Необходимо также культивировать уважение к закону в обществе, повышать уровень правосознания. В Сингапуре, например, закон о коррупции наделил суд правом конфисковать собственность и денежные средства, происхождение которых лицо, уличенное в коррупции, не может внятно объяснить. Кроме того, сингапурские чиновники обязаны заполнять не только декларацию о доходах, но и специальную декларацию об отсутствии у них долгов. Не потому ли эта страна находится в тройке лидеров с наименьшим индексом коррупции?

Без права на привилегии

— Так, может, и нам следует прописать в законе подобные меры? 

— Мы уже подготовили соответствующие предложения. В частности, предлагается закрепить норму, предусматривающую лишение всех или части привилегий госслужащего с момента выявления факта должностного преступления, в том числе лишение права на пенсионное обеспечение по закону о госслужащих.

На наш взгляд, необходимо определить перечень госслужащих, обязанных размещать на официальных сайтах госорганов сведения из деклараций о доходах и имуществе. В том числе указывать доходы и имущество проживающих совместно несовершеннолетних детей.    

Кроме того, обсуждается вопрос об установлении запрета на повторный прием на госслужбу лиц, которые ранее были освобождены от занимаемых должностей по дискредитирующим обстоятельствам или привлечены к уголовной ответственности. Целесообразно также предусмотреть отдельную норму, запрещающую гражданину в течение двух лет после прекращения госслужбы работать в коммерческих организациях на административных должностях, если в течение последнего года госслужбы в отношении данных организаций он принимал решения или осуществлял функции контроля.

Все это будет способствовать более успешному противодействию коррупционным правонарушениям и профилактике их совершения.

←Владелец джипа за Br2 млрд. недоплатил таможенных платежей и лишился машины

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика