Ольгу Класковскую направят на психиатрическую экспертизу
В Швеции на судебном процессе по делу 30-летней гражданки Беларуси Ольги Класковской, которая обвиняется в покушении на убийство бывшего мужа Гёкана Безгина, суд принял решение отправить обвиняемую на дополнительную психиатрическую экспертизу. Об этом сообщила БелаПАН журналист Юлия Лапицки, которая наблюдает за процессом.
По ее словам, на заседании 5 июля уголовная статья, по которой обвиняется Класковская, была переквалифицирована прокуратурой. Теперь это не только «покушение на убийство», а «покушение на убийство либо нанесение тяжкого вреда здоровью». То есть теперь, если суд не признает, что Класковская хотела убить, тогда она нанесла тяжкий вред здоровью — такова суть перепредъявленной статьи обвинения, пояснила Лапицки.
На суде были допрошены четверо полицейских, участвовавших в задержании Класковской, женщина, которая ее обыскивала в полиции. Кроме того, были заслушаны мнения разных медицинских экспертов, которые высказывались относительно нанесенных во время происшествия ранений.
«Были также зачитаны результаты первичной психиатрической и судебной экспертизы, которые свидетельствуют о подозрениях в том, что у Ольги есть психические нарушения. В связи с этим нужно провести обширную экспертизу ее психического состояния для того, чтобы понять, насколько она была вменяема на момент происшествия и вообще в принципе», — сообщила Лапицки.
«Ольга подготовлена, хорошо обдумала, что будет говорить. Но, с другой стороны, она излишне эмоциональна, много говорила о той ночи, которая предшествовала инциденту. Обвиняла бывшего мужа, что по его фальшивым показаниям у нее забрали сына», — сказала Юлия Лапицки.
В суде Класковская заявила, что 29 марта ночью проснулась и увидела, что Безгин стоит над ней и размахивает ножом. По ее словам, мужчина нанес ей несколько царапин ножом, после чего она начала защищаться.
По версии Безгина, это он проснулся ночью от того, что Класковская ударила его ножом. В заключении экспертов сказано, что у него были три раны: слева на груди и было задето легкое, на шее и порез на руке между пальцами. Безгин утверждает, что руку порезал, когда пытался забрать нож у Класковской.
«В экспертизе отмечается, что расположение ран таково, что нельзя исключить, что они нанесены самим человеком. Но эксперты сомневаются, что Безгин сам так себя ранил, — сказала Лапицки. — Кроме того, он очень подробно рассказывает, как все происходило, как и где Ольга стояла, как держала нож и так далее. У Ольги таких деталей нет, она часто ссылалась на заключения экспертиз».
Лапицки также отметила, что еще одна экспертиза, сделанная в 7 утра после инцидента, показала очень высокое содержание алкоголя в крови Класковской и практически отсутствие его у Безгина. «Ольга поставила под сомнение эти результаты. Она утверждает, что пиво они пили на равных. По словам же Безгина, он выпил 2-3 банки пива, Класковская — 5-6 банок», — сказала Лапицки.
По ее словам, выступая в суде, Класковская постоянно вспоминала о своем сыне и обвиняла социальные службы Швеции в том, что ребенка у нее отобрали незаконно.
Ольга Класковская, Гёкан Безгин и их сын
Суд продолжится 13 августа и к этому моменту будут готовы результаты экспертизы. В случае если Класковская будет признана здоровой и при этом виновной по делу, то ее приговорят к тюремному сроку. Если же она будет признана психически нездоровой, то ее могут направить на бессрочное принудительное лечение, а выпустят лишь тогда, когда посчитают здоровой.
Как сказала Юлия Лапицки, предварительно суд считает достаточным число собранных доказательств, чтобы подозревать виновность Ольги Класковской.
Прокурор затребовала для обвиняемой восемь лет тюрьмы.
Напомним, о задержании Класковской стало известно 2 апреля. Ее задержали в городе Ханинге южнее Стокгольма и поместили в тюрьму Окерсберга в 30 км к северо-востоку от Стокгольма.
Несколько лет назад Класковская получила статус политического беженца в связи с преследованием на родине за оппозиционные убеждения. В 2011 году, во время суда над родным братом — бывшим милиционером, фигурантом уголовного дела о массовых беспорядках в Минске 19 декабря 2010 года, Ольга вернулась в белорусскую столицу, чтобы поддержать семью.
В августе 2011 года она вновь уехала из Беларуси, вышла в Швеции замуж за местного жителя, а в июле 2012 года родила сына. Документы на получение вида на жительство в Швеции подавала дважды: после бракосочетания и после рождения ребенка. В конце января 2013 года стало известно, что власти Швеции отказали ей в получении вида на жительство и приняли решение о ее депортации без права обжалования.
6 февраля представители социальных служб Швеции забрали у Класковской малолетнего ребенка в связи с тем, что у нее нет вида на жительство в этой стране и она не может обеспечить сыну нормальные условия проживания. 8 февраля Класковская с адвокатом встречалась с представителем соцслужб, который сообщил, что ребенок передан отцу. Дочь Класковской Мирослава по решению шведских властей также подлежала депортации. В Швецию за девочкой ездила ее бабушка Людмила Класковская. Сейчас Мирослава находится в Минске.
Алексей ОРЕШКО, Татьяна КОРОВЕНКОВА