Три ступени восхождения
Чтобы стать лауреатом года, Татьяне Гордей понадобилось 10 лет, которые она отдала ферме. По специальности она правовед, а работала бухгалтером, но когда в свое время председатель кооператива предложил сменить профессию, согласилась. Ей обещали помощь и моральную поддержку, а впоследствии — и соответствующий спрос. На что шла — знала. Единственным преимуществом на новом месте была разве что более высокая зарплата. Но самое главное — не разочаровалась. Поэтому и осталась, по крайней мере, уже на 10 лет.
— В первые дни, да и месяцы, не все получалось так, как хотелось, — чистосердечно признается Татьяна Францевна. — Нужно было изучать зоотехнию, ветеринарию знать. В первые месяцы по незнанию и неопытности были ошибки. Приходилось обращаться за советом к специалистам, заведующим других ферм, советоваться с работниками. Хорошим советчиком оказались руководитель хозяйства Николай Правко, заведующая одной из ферм Чеслава Загорская, которая уже на пенсии, но еще работает. Но если бы лет 20 назад сказали, что мне придется возглавлять ферму, не поверила бы. Моя мать работала на ферме, и я прекрасно знала, какой это адский труд. Но коль так получилось, то отступать было бессмысленно. Тем более что к тому времени у меня была уже семья.
— Татьяна, Францевна, а если бы сегодня представилась возможность вернуться назад, например, в ту же бухгалтерию. Как бы вы поступили?
На этот вопрос она ответила отрицательно без сомнения и раздумий. И тут же чисто по-крестьянски начала пояснять: привыкла к коллективу, животным, работе, распорядку дня. «Хотя и требуют от нас многого, но для меня такой образ жизни уже стал нормой. А менять его, сами знаете, непросто. Да и дела к тому же на ферме идут неплохо».
По районным меркам эта ферма считается небольшой. На Гольшанском комплексе, который Татьяна Гордей по-прежнему называет фермой, 590 коров. Все они на беспривязном содержании, практически круглый год — в помещении. За ними закреплены четыре доярки, два слесаря, шесть доглядчиков, две телятницы и три ночных сторожа. Плюс зоотехник-селекционер и ветврач, который одновременно выполняет и функции гинеколога. Обслуживают ферму два тракториста. Один из них — муж Татьяны Виктор, который работает на раздатчике кормов. Вот и весь коллектив, который уже не один год, без преувеличения, служит примером не только для района. В минувшем, например, от каждой коровы здесь получили в среднем по 7231 килограмму молока, на 783 килограмма больше, чем в предыдущем. Сортом «экстра» реализовали его почти 95 процентов, остальное — высшим. Не было равных этому коллективу и в 2010 году, когда комплекс занял достойное место на районной Доске почета.
Это теперь приятно принимать лавры первенства и поздравления. Но прежде чем подняться на такую вершину, нужно было сформировать высокопродуктивное поголовье, отработать систему кормления, подобрать людей. Это как раз и есть те самые три составляющих «большого молока». И каждая работает на конечный результат по-своему. Татьяна прекрасно помнит, как в первые годы работы заведующей надаивали по 4 тысячи килограммов молока от коровы, как удалось преодолеть пятитысячный рубеж, каких усилий стоило выйти на шеститысячную, а потом и семитысячную продуктивность. На все это понадобилось 10 лет. Теперь же главное — не отступить, считает она, то есть не допустить нигде просчетов. И если судить по достигнутым показателям, а за пять месяцев от каждой коровы в «Гольшанах» получили по 2786 килограммов молока, заявка на успех готовится неплохая.
— Когда в минувшую пятницу я была на районном совещании животноводов, то сравнила для себя наши результаты с другими фермами, — делилась Татьяна Гордей. — Они у нас гораздо выше.
У Татьяны трое детей — два взрослых сына и семилетняя дочь. Старший в этом году намерен поступать в университет. Сельхозкооператив выделил семье служебную усадьбу, так она назвала свое жилье. Рядом лес, есть озеро. Дома держат живность. А как же без коровы? Например, дети — никак.
Напоследок поинтересовался у заведующей фермой:
— А сколько своя кормилица дает молока, больше, чем на ферме?
— К сожалению, нет.
Она рассмеялась, а я не стал больше развивать эту тему. Тем более что она не имела никакого отношения к премии облисполкома «Человек года Гродненщины».
Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»
Фото автора