Кто заплатит за проезд?

Источник материала:  

Через электронные терминалы уже начинают платить водители, а скоро за ними последуют и пассажиры в транспорте

То, о чем так долго говорили, наконец происходит. Часть автомагистралей Беларуси становятся платными уже с начала июля. Если раньше платной была только трасса М-1 Брест – Минск – граница России, то теперь ей составят компанию участки трасс М-2 от Национального аэропорта до Кургана Славы, М-3 от Боровлян до Логойска, М-4 от Привольного до Червеня, М-5 от Привольного до Марьиной Горки и М-6 от выезда из города и до разделения на М-6 и М-7. В дальнейшем планируется, что М-4 и М-5 станут платными на всем протяжении. А вот М-9 МКАД платной не будет никогда. Но и это не главная новость. Вместе с расширением списка платных магистралей меняется и система оплаты за проезд по ним на более современную.

Откуда растут корни Beltoll

Действующая система дорожного сбора за пользование автодорогами устарела: чтобы внести денежные средства, перевозчик вынужден проезжать через турникеты, останавливаться, производить оплату кассиру и терпеливо ожидать поднятия шлагбаума. Иногда данная процедура требует немного времени, а в час пик перед турникетами скапливается большая автомобильная очередь.

На протяжении единственной платной сейчас дороги М-1 установлено четыре пункта взимания дорожного сбора. Разумеется, объехать всего четыре пункта не составляет особой проблемы, да и потери во времени будут мизерные.

Новая система, получившая название Beltoll, начинает работать уже с первого июля и является более “продвинутой”: никаких шлагбаумов и очередей. Впрочем, есть свои “заморочки” и тут.

Основные изменения коснулись дальнобойщиков и туристических автобусов. Водитель, желающий проехать по белорусским дорогам, но не имеющий права бесплатного проезда (бесплатно по платным дорогам Беларуси смогут ездить владельцы легковых автомобилей и микроавтобусов, зарегистрированных в Таможенном союзе, мотоциклисты, спецмашины), должен пройти регистрацию в национальной системе сбора платы за проезд — либо через сайт beltoll.by, либо в любом из пунктов обслуживания клиентов. Подобные пункты с третьего июня работают во всех областных городах и в некоторых пропускных пунктах. А с начала июля появится еще ряд пунктов вдоль платных дорог, как правило, на заправочных станциях.

Рассчитаться за проезд можно будет наличностью (в белорусских, российских рублях или долларах) или топливной картой. Топливная карта — устройство, напоминающее банковскую карточку. Используется большинством перевозчиков мира для оплаты услуг за рубежом (плата за топливо, проезд и покупка сопутствующих товаров на АЗС).

“Пикалка” на лобовом стекле

После заключения договора водитель оставляет в кассе залог за электронное устройство фиксации проезда. Бортовое устройство настраивается под нужды каждого пользователя — размер платы для легковушек и грузовиков разный. Водитель легковушки за каждый километр платной дороги будет платить четыре евроцента, грузовика или автобуса на двух осях — восемь евроцентов, на трех — десять, на четырех и более — двенадцать евроцентов за километр соответственно.

Устройство представляет собой коробочку с датчиком, которую устанавливают под лобовым стеклом автомобиля. В дальнейшем оно напоминает о себе лишь тихим сигналом под каждой рамкой: запищало — значит, плата за очередной участок платной дороги списана со счета клиента. Длина участков неравномерная: считывающая рамка может стоять как через восемьсот метров после предыдущей, так и через сорок километров. Связан такой разброс с различной инфраструктурой магистрали: там, где есть развязки и пересечения, рамки будут стоять чаще. Когда дорога успешно преодолена, водитель возвращает устройство, а ему возвращают залог.

Электронная оплата в автобусе

Если оплата на платных магистралях коснется больше дальнобойщиков и туристических автобусов, то планируемый электронный проездной интересен многим пассажирам. Подобные системы уже давно разрабатываются и на железной дороге, и в городском транспорте. Но если железнодорожники дальше намерений и электронной регистрации и продажи билетов не пошли, поскольку это резко увеличит тарифы на проезд, то коммунальники из Минсктранса работают куда активнее — электронная система оплаты должна заработать еще до начала чемпионата мира по хоккею 2014 года. Ее пилотный вариант уже до конца текущего года опробуют в Барановичах.

Пассажир, войдя в автобус, должен будет поднести купленную заранее пластиковую карточку к электронному “компостеру”. “Пик” в ответ будет означать, что поездка начата. При выходе из салона нужно будет снова “пикнуть” по валидатору (считывающая коробочка на поручне), иначе оплата будет изъята как за проезд до конечной. Жестко, но это дисциплинирует. Водитель будет продавать не талончики, а выдавать кассовые чеки, однако ему оплатить можно будет только поездку до конечной.

Цена карточки будет зависеть от срока ее хождения, который будет колебаться в пределах дня и года. Впрочем, из-за большой залоговой стоимости самой карточки покупать ее ради нескольких дней будет неоправданно дорого. А пополнить счет подобной карточки можно будет через любой банк страны. Кроме платных карточек будут и социальные — для людей, имеющих право бесплатного проезда. Сохранятся и бумажные одноразовые талоны, однако рассчитанные на среднюю поездку до конечной.

Контролеров, которых станет больше за счет освободившихся кондукторов, снабдят электронными терминалами, позволяющими проверить факт регистрации поездки. Валидаторы на время проверки будут блокироваться. Эта система вкупе с GPS-навигацией и электронными табло на остановках существенно повысит регулярность перевозок и их удобство для горожан. Сразу станет понятен пассажиропоток на маршрутах и их участках, что позволит реорганизовать маршрутную сеть, дабы жителям города было максимально удобно пользоваться транспортом. Кроме того, в выигрыше останутся и те, кто подъезжает одну-две остановки.

Свою систему электронной оплаты испытывает и Минский метрополитен — на станции “Академия наук” появился яркий красный ящик, установленный прямо на стандартный турникет. Через это устройство можно будет оплачивать проезд с помощью СМС-сообщений. Причем срабатывать оно будет практически мгновенно. Опытная эксплуатация устройства должна начаться уже летом, впрочем, оно пока лишь одно, можно сказать, экспериментальное.

Контроль и зайцы

Контролировать систему оплаты будет Транспортная инспекция с помощью специально оборудованных автомобилей. На первом этапе таких машин будет шестнадцать. Ставка сделана на мобильность и возможность проверки в любой момент.

Как и в каждой системе, здесь наверняка будут свои нарушители, желающие сэкономить. Нарушением будет являться отсутствие бортового устройства, его выключение или неверное указание количества осей автомобиля. Также запрещено переустанавливать устройство на другие автомобили. Размер штрафа составит стоимость проезда по всем платным дорогам страны (восемьсот пятнадцать километров). К примеру, владелец автобуса-нарушителя на трех осях заплатит 81,5 евро. Но при этом предусмотрены еще штрафные коэффициенты, так что штраф в итоге может составить до тысячи евро. Это особенно значимо, если человек проехал лишь несколько километров. Если нарушитель откажется платить сразу, то штраф затребуют, когда водитель снова въедет в Беларусь, причем срока давности для штрафа не будет.

Но ездить зайцем будет вполне возможно и даже законно: если по платному участку не ехать, то и платить не нужно. Но нынешние перевозчики ценят время, и им невыгодно вместо шести часов терять более суток на проезд Беларуси по окольным дорогам.

Пока все это кажется достаточно сложным, но когда перейдем от теории к практике, все наверняка окажется гораздо проще. Осваивать технические новинки современному человеку не привыкать.

←Альтернативная энергия

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика