И сняло небо шляпу...
Земной путь в невесомость
Говоря о Валентине Терешковой, во многом можно применить слово «первая»: первая в мире женщина-космонавт, первая в мире женщина — командир космического корабля, первая в мире женщина, совершившая одиночный полет, первая женщина генерал-майор авиации. В 2000 году она удостоена почетного звания «Величайшая женщина столетия» за заслуги в освоении космоса на благо мира и защиты экологии планеты.
Валентина Терешкова родилась в деревне Большое Масленниково Ярославской области в крестьянской семье выходцев из Беларуси. Отец — Владимир Аксенович родом из деревни Выйлово Белыничского района, тракторист. В 1939 году был призван в Красную армию и погиб на советско-финской войне. Мать — Елена Федоровна, которая дождалась триумфа дочери, из деревни Еремеевщина Дубровенского района. Кстати, как рассказывала сама Валентина Владимировна, в детстве она разговаривала на белорусском языке.
Училась Терешкова в одной из школ Ярославля, но закончила только семь классов. Чтобы помочь семье, Валентина пошла работать на шинный завод, одновременно поступив на учебу в вечернюю школу рабочей молодежи. А путь в небо начался в Ярославском аэроклубе, где она занималась парашютным спортом. Затем был техникум легкой промышленности, должность освобожденного секретаря комитета ВЛКСМ комбината «Красный Перекоп».
Именно в это время, после первых успешных полетов советских космонавтов, у выдающегося конструктора Сергея Королева появилась идея запустить в космос женщину. Начался поиск претенденток по довольно любопытным критериям: парашютистка, возрастом до тридцати лет, ростом до 170 сантиметров и весом до семидесяти килограммов. Из сотен кандидатур были выбраны пятеро: Жанна Еркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарева, Ирина Соловьева и Валентина Терешкова. Интересно, что сразу после принятия в отряд космонавтов всех девушек призвали на срочную воинскую службу рядовыми.
Во время обучения они проходили тренировки на устойчивость организма к факторам космического полета. Тренировки включали в себя термокамеру, где надо было находиться в летном комбинезоне при температуре плюс 70 градусов, сурдокамеру — изолированное от звуков помещение, где каждая должна была провести 10 суток.
Тренировки в невесомости проходили на МиГ-15. При выполнении параболической горки внутри самолета устанавливалась невесомость на 40 секунд, и таких сеансов было 3—4 за полет. Во время каждого сеанса надо было выполнить очередное задание: написать имя и фамилию, попробовать поесть, поговорить по рации.
Особое внимание уделялось парашютной подготовке, так как космонавт перед самой посадкой катапультировался и приземлялся на парашюте.
На орбите — «Чайка»!
Первоначально предполагался одновременный полет двух женских экипажей, однако от этого плана отказались, и стала задача выбора одной из пяти кандидатур. Все они выполнили предполетную программу, после чего было сделано полное физиологическое и медицинское обследование. По его результатам была определена последовательность допуска к полету в космос, где Валентина Терешкова была лишь пятой.
Но тогда особо важными считались и политические моменты: Терешкова была из рабочих, тогда как, например, Пономарева и Соловьева происходили из служащих. Кроме того, у Терешковой погиб на фронте отец. (Уже после полета, когда Валентину спросили, чем страна может отблагодарить ее за службу, она попросила найти место гибели родителя (Прим. авт.). Поэтому в выбор кандидатуры вмешался лично Никита Хрущев, и при молчаливом согласии руководителей полета, вопреки заключению врачебной комиссии, космонавтом № 1 была определена Валентина Терешкова.
Накануне старта она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов, и о главном те узнали только из новостей по радио. Позывной Терешковой был «Чайка». «Эй! Небо, сними шляпу!» — так перефразировала она во время старта отрывок из известной поэмы Маяковского, адресовав это послание небу, которое должно было ей покориться.
А сам старт в своей книге описал генерал-лейтенант Николай Каманин, который занимался отбором и подготовкой космонавтов.
«Все, кто видел Терешкову во время подготовки и вывода корабля на орбиту, кто слушал ее доклады по радио, единодушно заявили: «Она провела старт лучше Поповича и Николаева». Да, я очень рад, что не ошиблись в выборе первой женщины-космонавта».
Николай Каманин также вспоминал, что с Терешковой разговаривал несколько раз. «Чувствуется, что она устала, но не хочет признаться в этом. В последнем сеансе связи она не отвечала на вызовы. Мы включили телевизионную камеру и увидели, что она спит. Пришлось разбудить и поговорить с ней и о предстоящей посадке, и о ручной ориентации. Она дважды пыталась сориентировать корабль и честно призналась, что не получается».
На прошедшей недавно пресс-конференции в Звездном городке первая женщина-космонавт сказала, что тридцать лет хранила эту тайну. «Нештатную ситуацию я заметила в первые сутки. Доложила на Землю, — рассказала Терешкова. По ее словам, ошибка заключалась в том, что на спуске программа была заложена не на снижение, а на подъем орбиты корабля. — Я получила новые данные и заложила их в компьютер. После удачного приземления Сергей Королев подошел и попросил: «Чаечка, я тебя прошу, не надо об этом говорить».
Кстати, приземление у первой космической леди оказалось отнюдь не комфортным. Спускаемый аппарат был в форме шара, не имел аэродинамических качеств. Поэтому спуск шел по баллистической траектории. На высоте семи километров Терешкова катапультировалась, и лишь на высоте четыре километра открылся парашют у спускаемого аппарата.
— Я когда катапультировалась и увидела Землю, меня охватил тихий ужас,— признается Валентина Терешкова. — Потому что внизу было озеро. Первая мысль: Господи, послали одну женщину, и надо же будет угодить в воду! К тому же был сильнейший ветер. Надо было снять замки и отстегнуть парашют, а парашют неуправляемый: купол большой, лямки и стропы довольно длинные. И тебя несет по воле ветра. Пришлось «постоять на голове», потом все-таки парашют отошел, но на носу появился хороший синяк.
Только через день после приземления появилась возможность сделать постановочную съемку, которая и облетела весь мир: «Чайка» покорила планету своей милой, обаятельной улыбкой.
Несбывшаяся мечта
После возвращения из космоса Валентину ждало еще одно не менее тяжелое и ответственное испытание — испытание славой. Облетев 48 раз планету на космическом корабле, Терешкова потом практически всю ее объехала и облетела на самолетах: люди во всех уголках Земли хотели увидеть эту легендарную женщину.
Герой Советского Союза Валентина Терешкова имеет высшие награды десятков стран. Бронзовый бюст героини установлен в Москве, на Аллее героев космоса. Ее именем названы кратер на Луне и малая планета, улицы и площади. Валентина Владимировна стала почетным гражданином 19 городов, в том числе и Витебска.
Она была замужем за космонавтом № 3 Андрияном Николаевым, состоялась свадьба в правительственном особняке на Ленинских горах. Среди гостей был и Никита Хрущев. После бракосочетания, и вплоть до развода, Терешкова носила двойную фамилию Николаева-Терешкова. Этот брак официально расторгнут в 1982 году, после совершеннолетия дочери Елены, первого в мире ребенка, отец и мать которого космонавты. О причинах развода Терешкова однажды обмолвилась: «В работе — золото, дома — деспот». Второй муж — генерал-майор медицинской службы Юлий Шапошников умер в 1999 году.
Были в ее жизни и другие трагические случаи. В январе 1969 года именно Валентина Владимировна находилась в автомобиле, обстрелянном во время покушения на Леонида Брежнева. Но она не пострадала.
Терешкова с отличием окончила Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, стала кандидатом технических наук, профессором, автором более 50 научных работ. Она долгие годы возглавляла Комитет советских женщин, а в 2011 году избрана депутатом Государственной думы от партии «Единая Россия».
Ровно 30 лет назад была выпущена и памятная монета с ее изображением. Таким образом, Валентина Терешкова стала единственным советским гражданином, чей портрет был при жизни помещен на монету.
Но есть у Валентины Владимировны и несбывшаяся мечта.
— Мое хобби — это удивительная, загадочная Красная планета, о которой мы с Сергеем Павловичем Королевым мечтали несколько десятилетий назад, — сказала она на встрече с журналистами в Звездном городке. По словам Терешковой, она посвятила изучению Марса несколько лет своей жизни. — Я готова полететь туда и даже не возвращаться, — призналась первая женщина-космонавт, настоящая легенда.
Александр ШЕВКО, «БН»