Ущербный запас

Источник материала:  

О судьбе крупнейшего торфо-перерабатывающего предприятия и отрасли в целом — в ответе руководства ГПО “Белтопгаз”

Статья собственного корреспондента Владимира Бычени “Ущербный запас” (“НГ” за 16 апреля 2013 г.) появилась  после обращения в редакцию  жителей городского поселка Старобин, обеспокоенных тем, что градообразующее предприятие из-за проблем со сбытом продукции работает вполсилы. Готовую продукцию уже негде складировать, приходится  перевозить в арендованные помещения, из-за чего портится ее внешний вид и ухудшается качество. Чем вызвана такая ситуация? И как ее собираются решать? Ответы на эти вопросы мы хотели получить, направив материал на реагирование в Министерство энергетики. И, заметим,  в своем ответе генеральный директор государственного производственного объединения “Белтопгаз” Леонид Рудинский не ограничился лишь анализом этой конкретной ситуации.

Отечественные предприятия могут производить в год не менее 1300 тысяч тонн топливных брикетов, это с лихвой позволяет удовлетворить потребность внутреннего рынка. И в недавнем прошлом продукция шла “на ура”. К примеру, в Старобине у заводских ворот раньше было много машин, а сегодня этого нет. Активная газификация, потепление климата и уменьшение в отдельных регионах нормы отпуска топливных брикетов населению по фиксированным ценам — все сыграло свою роль. Например, в 2011 году объем внутриреспубликанских поставок брикетов составил 1013,9 тонны, в прошлом году уже  968,7 тысячи, а в первом квартале этого года отмечено снижение реализации брикетов на 15 с лишним процентов  к уровню соответствующего периода прошлого  года.

Не все гладко и с экспортом. Это касается не только Старобинского завода, который в прошлом году отправил за рубеж более 162 тысяч тонн брикетов, а в нынешнем — менее 15. С 490 тысяч тонн в  минувшем году произошло снижение экспортных поставок до 392 тысяч. Здесь нужно отметить такую деталь: поскольку у предприятий объединения не было опыта экспортных поставок, начало бизнеса с крупными шведскими энергетическими потребителями было положено иностранными (эстонскими и шведскими) посредническими компаниями. С учетом многолетней международной торговой практики этих компаний в такой схеме работы для наших предприятий были определенные плюсы. Однако выявились и минусы: без собственных  контактов с потребителями не было определенности и знания перспективы работы, прозрачности поставок, к тому же определенная часть прибыли, которая могла бы пойти на увеличение доходов производителя, оставалась у сторонних посредников. И  когда у ГПО “Белтопгаз” появилась возможность наладить прямые взаимосвязи с одним из двух крупнейших шведских потребителей белорусских топливных брикетов, компанией Vattenfall, она этим воспользовалась. В мае минувшего года в Клайпеде было  зарегистрировано ЗАО Belfuel, компания со стопроцентным белорусским государственным капиталом. Был реализован первый проект —  контракт на централизованную поставку топливных брикетов шведской компании Vattenfall АВ. Кстати из 162,3 тысячи тонн брикетов, отгруженных в прошлом году  на экспорт Старобинским ТБЗ,  91,3 тысячи тонн были отгружены именно ЗАО Belfuel, то есть в удачной работе предприятия в прошлом году есть и заслуги этой компании. Таким образом, утверждение, что новый посредник направил за границу продукцию других предприятий, не совсем верно.

Но чем тогда вызвана затаренность предприятий? Как отмечается в ответе, в рамках  определенного организациям “Белтопгаза” экспортного задания прошлого года и  обеспечения загрузки их производственных мощностей были предприняты усилия по поставке продукции сверх обозначенных в контрактах объемов. Однако, несмотря на достигнутые предварительные договоренности, дополнительные объемы брикета потребители пока не закупили и, естественно, не оплатили.  Из-за чего на площадках ЗАО Belfuel в порту скопились значительные запасы и была приостановлена отгрузка торфобрикета с организаций объединения. Сейчас порт постепенно разгружается. Но белорусские производители уже не рассчитывают только на этого посредника. Активно ведутся переговоры с финскими, чешскими, шведскими и другими компаниями. Просчитывается логистика доставок торфобрикета напрямую частным потребителям. К тому же предприятия “Белтопгаза”, по словам генерального директора,  не отказываются и от заключения контрактов по “старым” схемам. Словом, делается многое, чтобы поставки на экспорт увеличились.

Но здесь нельзя не учесть следующее. Сегодня в странах Евросоюза предпочтение отдается возобновляемым видам топлива,  за использование  которых потребители получат от государства определенную доплату.  К ним относятся торфобрикеты с добавлением щепы, опилок, соломы. Да и отечественные потребители хотят использовать современное и более дешевое топливо. И именно это  направление видится сегодня наиболее перспективным в развитии торфоперерабатывающих предприятий. 

←Убойная тема с продолжением

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика