Требуются инициативные и креативные
Сельское хозяйство становится все более наукоемкой отраслью. Естественно, требования к кадрам возрастают. Механизация, компьютеризация и внедрение новейших технологий в АПК требуют от руководителей и специалистов глубоких знаний, а также умелого использования высокоточной техники. Теория, практика, наука и производство — именно эти составляющие, по мнению участников конференции, в комплексе должны создавать базу для подготовки специалиста, которому предстоит работать в сельском хозяйстве.
Участники конференции подняли несколько проблем, характерных не только для АПК Беларуси. Это и отсутствие интереса у молодежи к сельскохозяйственным специальностям, и слабое закрепление молодых специалистов на селе, и недостаток практических навыков у выпускников вузов. Еще одна серьезная проблема — нежелание молодежи выходить на первый план в руководстве организацией. Молодые люди, даже обладающие всеми необходимыми качествами, не спешат брать на себя ответственность, предпочитая оставаться «вторыми скрипками». Среди трудностей, с которыми сталкиваются выпускники, называлась и психологическая неготовность работать в сельскохозяйственном коллективе.
В этом отношении интересным может оказаться опыт, озвученный кандидатом экономических наук, доцентом Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии Алексеем Козловым. Здесь студентов, начиная с третьего курса, объединяют в группы по 6—10 человек, в которые входят самые разные специалисты в сфере животноводства, растениеводства, экономики… Этими группами их отправляют на практику в организации, куда затем они будут распределены. То есть к моменту окончания учебного заведения группа уже сложилась психологически, хорошо владеет ситуацией в организации, где ей предстоит работать. По словам Алексея Козлова, эффективность деятельности организаций, в которые пришли работать слаженные команды, значительно возрастает.
Поделились опытом и представители Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. Кандидат экономических наук, доцент Александр Чечеткин отметил важность практической составляющей как для подготовки, так и для переподготовки кадров, когда и студенты, и руководители любого звена имеют возможность узнавать новое не в аудитории, а прямо на ферме или в лаборатории. В Горках, к примеру, для этих целей содержится ферма на 280 голов, так что занятия слушателей начинаются с утренней дойки, а заканчиваются — вечерней.
Правда, самому вузу приходится сталкиваться со множеством проблем. И главная — отсутствие соответствующей законодательной базы. В штатном расписании учебного заведения не предусмотрены ни доярки, ни заведующие фермой, ни другие сельскохозяйственные профессии. Тем не менее, уверены в академии, опыт, который могут получить студенты благодаря работе на такой ферме, в аудитории им приобрести не удастся.
Юлия БОЛЬШАКОВА, «БН»