«Корочки» или профессия?
Уровень зарплаты далеко не всегда зависит от наличия диплома о высшем образовании
Каждый год на стыке весны и лета страна следит за мечущимися в поисках «своего» учебного заведения абитуриентами.
Каковы критерии выбора? По данным одного из опросов, 50,4 % респондентов при выборе будущей профессии руководствуются своими личными интересами и способностями, 25,2 % — ожидаемым размером будущей заработной платы. Выбор 6,1 % зависит от престижа профессии, 2,3 % — от близости учебного заведения к дому. Есть и такие, для которых было важным соблюсти семейные традиции, — 0,8 % или последовать примеру знаменитостей — около 0,5 %. Остаются и те, а их 9,2 %, кто ничем не руководствуется при выборе учебного заведения и будущей профессии.
Несмотря на достаточно широкий выбор учебных заведений, большинство вчерашних школьников придерживается стандартной схемы: вуз, на крайний случай — колледж.
Почему вуз? Потому что так принято, из-за родителей, престижа, в надежде на удачную (читать — денежную) послевузовскую карьеру. Причин может быть много.
Однако существуют ли гарантии того, что все возлагаемые на университеты, институты и академии надежды оправдаются? Как показывает практика, никаких гарантий нет. Можно иметь несколько высших образований и при этом не состояться в профессии.
Либо же, не имея подтвержденной документально квалификации, прогреметь на весь мир, как самый успешный. Примером тому могут послужить фамилии таких людей, как Джордж Вашингтон, не посещавший учебных заведений; Томас Эдисон, которого в школе посчитали умственно отсталым; Уинстон Черчилль, исключенный из средней школы за хроническую неуспеваемость; Джон Рокфеллер, бросивший в 16 лет колледж; Тед Тернер, исключенный из Брауновского университета; Билл Гейтс, Роман Абрамович… Этот список можно продолжать, пожалуй, бесконечно. Уверена, что с течением времени он будет только пополняться.
Попробуйте ввести в поисковую строку Интернета вопрос: «Зачем нужно высшее образование?». Возможно, вы удивитесь такому огромному количеству мнений о том, что оно-то, в принципе, многим и не нужно. И это говорят люди, имеющие его…
Может быть, отчасти и по этой причине, а может, из-за того, что «Беларуси нужны рабочие специальности», все большую популярность среди абитуриентов получает образование профессионально-техническое.
Так, если раньше в училище поступали потому, что «больше никуда не взяли», то сейчас на отдельные специальности идут целенаправленно.
Как показывает статистика, все чаще можно наблюдать ситуацию, когда человек с дипломом о высшем, чаще гуманитарном, образовании идет получать рабочую специальность.
Причины — в потребностях рынка труда и уровне заработной платы, который, ни для кого не секрет, напрямую далеко не всегда зависит от наличия диплома о высшем образовании.
Важным аспектом в выборе учебного заведения и дальнейшей профессии является материальная составляющая. И здесь приходится признать, что гораздо выгоднее за год освоить рабочую профессию, а уже потом заочно повышать уровень своих знаний в системе высшего образования, нежели потратить несколько лет жизни на получение диплома, который может в дальнейшем и не обеспечить достатка.
Признаемся, за редким исключением работодателя сегодня интересует не диплом и не выписка отметок, а умение решать конкретные задачи, выполнять конкретную работу. И здесь во главу угла ставится не способность обучаться (о чем, на мой взгляд, свидетельствует балл диплома и его наличие), а практический опыт и умения. Все чаще на собеседовании при приеме на работу можно услышать вопрос: «Что вы умеете?» И что ответит выпускник вуза? Учиться? Но ведь работодателю некогда учить кого-либо! Ему нужны работники, желательно, универсальные.
К чему я веду? Вовсе не к тому, чтобы дискредитировать высшее образование в пользу профессионально-технического. Нет, я за то, что человек постоянно должен развиваться и совершенствоваться. И получение высшего образования ему в этом, безусловно, поможет. Но нужен ли диплом ради диплома? Пожалуй, нет.
Вопрос лишь в том, чего хочет сам человек: «корочки» и удовлетворения собственных амбиций или профессию, которая обеспечит стабильность и материальное благополучие?
Евгения ПИСАРИК, мастер производственного обучения Бобруйского государственного торгово-экономического профессионально-технического колледжа