Телевизионная компания«Горизонт» осваивает мировые брэнды
Брэнд сегодня как никогда имеет значение. В одежде, обуви, бытовой технике и тем более в электронике. За этим стоит целая индустрия, от разработчиков и поставщиков комплектующих до производителей готовой продукции. Все они связаны в одну международную производственную цепочку. Не случайно на международной выставке «ТИБО–2013» наша телевизионная компания «Горизонт» в качестве новинок представила телевизоры Horizont c функцией 3D и выходом в интернет, а также «Тошиба» и «Шарп» собственного производства. Что происходит сегодня на гремевшем на весь СССР телевизионном заводе? Увидим ли мы, кроме телевизоров и микроволновок, другую бытовую технику и электронику? Зачем понадобилось создавать холдинг, объединивший 28 предприятий численностью 8,5 тысячи работников? Об этом обозреватель «СБ» беседует с генеральным директором управляющей компании холдинга «Горизонт» Юрием Предко.
— Юрий Иванович, в интернете появляется достаточно много разноречивой информации о холдинге. Будто бы собираетесь выпускать смартфоны, планшеты и телевизоры уже давно делаете под чужими торговыми марками.
— За этим стоит огромная ежедневная кропотливая работа. Нужно ведь не просто найти компанию и предложить самые выгодные условия, а убедить мировых лидеров в том, что именно «Горизонт» является оптимальным выбором. Это множество инспекций, аудитов, проверок. Все держатели брэндов больше всего внимания уделяют безусловному качеству. И мы каждый день доказываем это. Отсюда и международные заказы, партнеры, инвесторы. Сейчас «Горизонт» выпускает продукцию под очень многими торговыми марками: «Тошиба», «Акаи», «Шарп», «Филипс», «Дженерал электрик». Кстати, лампочки «Филипс», «Дженерал электрик», которые можно увидеть практически в любом магазине в странах СНГ, изготовлены на Брестском электроламповом заводе холдинга «Горизонт». Новые проекты обсуждаются с «Бош», «Сименс», «Панасоник», «Фунаи», «Мицубиси», «Хуавей» и даже с мировым лидером в электронике — «Фоксконном». На эту компанию, кстати, работают более миллиона человек. Благодаря сотрудничеству с нами «Тошиба» поднялась по объемам продаж с 4–й на 3–ю позицию в странах СНГ, а «Шарп» стал лидером на российском рынке в сегменте 60+. Это весомый аргумент.
— И как же «Горизонт» конкурирует с мировыми гигантами?
— Мы не конкурируем. Наша цель — интегрироваться в международную цепочку, как это сделали азиатские компании. Они работают не под одним брэндом. Мы тоже. Без этого просто невозможно выжить. Понимаете, если делать товар только для Беларуси, то у нас останется разве что местная промышленность.
— А способствует ли массовое сборочное производство развитию науки, технологий?
— У нас есть научный центр, там работают 280 человек. Еще 20 процентов научных сотрудников заняты в техпроцессе. Мы постоянно совершенствуемся. Только в прошлом году у нас 12 тысяч человеко–часов работали инженеры и технологи из Японии и Европы, внедряли новые технологии. Много внимания уделяем и собственным разработкам. Кстати, буквально на днях наши разработчики подписали второй контракт с одним из ведущих предприятий оборонной промышленности России на сумму свыше 30 миллионов долларов. Наш ЦНИИТУ делает программы для Белстата. В прошлом году мы выпустили 70–дюймовый телевизор с системой управления прикосновением руки и выходом в интернет. Стоит 13 тысяч долларов, как трактор МТЗ–82. Экспорт вырос в 2 раза. В декабре произвели 100 тысяч телевизоров. Смогли привлечь заказы. Люди работали по субботам и воскресеньям. Приходили на конвейер семьями, с женами, детьми. Получали до 10 миллионов рублей в месяц. Скоро появятся и новые продукты, встраиваемая техника, например. Есть договоренности с партнерами.
— Но зачем нужен был холдинг? Какой смысл объединять сильных и слабых в одно целое?
— В прошлом году холдинг «Горизонт» расширился. Добавились и новые компании, которые раньше имели отношение к электронике. Конечно, в мире сейчас все изменилось. Многие из них опоздали. Сейчас надо прилагать гораздо больше усилий, чтобы модернизировать устаревшие предприятия, а времени уже не осталось. Дело ведь не в том, чтобы просто купить и поставить оборудование. Нужно менять всю систему, а это один из самых сложных процессов. Но изменения идут. Ротация кадров. Поиск более квалифицированных. Привлечение специалистов с международным опытом и образованием. Требования возрастают. Конечно, кто–то не справится, не выдержит. Ему придется уйти. Естественно, изменения всегда связаны с напряженностью. Вот так вдруг выдернуть работника из комфортной среды, пусть нехорошей и неэффективной. Недовольство понятно. Но без этого нельзя — это залог конкурентоспособности.
Основная идея холдинга — создание единой стратегии предприятий, занимающихся электроникой, снижение издержек, централизация ряда функций, которые нужны всем подразделениям. Сложно. Сейчас многие вопросы еще не урегулированы на законодательном уровне. Например, хочу сделать общую систему охраны. Не могу. По нормативам у одного юрлица должна быть одна команда охраны. Дальше. Отчеты. Раньше каждое предприятие писало отчеты самостоятельно. Сейчас и мы пишем, и они. И таких нюансов много. Скажем, банк одному предприятию холдинга дает кредит под 9 процентов годовых, другому — под 12. Как переубедить? В общем, переживаем обычные болезни роста.
Создаем мощную управляющую компанию. Это небольшая группа профессионалов, которые работают для всех предприятий холдинга. Основная их задача — содействовать организации и развитию бизнеса, увеличивать долю рынка, запускать новые эффективные проекты, быть центром инвестиционной деятельности. Управляющая компания определяет стратегию каждой бизнес–единицы. Их специализация различна: от научных разработок и производства — «Потребительская и промышленная электроника», «Освещение», «Автокомпоненты» — до услуг и социальной сферы. У нас, кстати, своя логистическая компания, которая обеспечивает все нужды холдинга. Много внимания уделяется социальным аспектам жизни.
— Правда, что «Горизонт» — единственное из промпредприятий сохранило детсады?
— Не только детские сады, но и медицинский центр, санатории, оздоровительные лагеря. Кстати, тот, который в Радошковичах, — второй по величине в Беларуси. Там отдыхают в одну смену более 700 детей. Разве это плохо? Задача не в том, чтобы сохранить. Важно было сделать их окупаемыми, эффективными. А они у нас прибыльные. Деньги, которые зарабатывают социальные учреждения, направляются на их развитие.
— Но почему «Горизонт» накануне перехода на цифровое телевещание не предложил рынку дешевую приставку к самому массовому аналоговому телевизору?
— У нас 30 моделей телевизоров. 90 процентов — с цифровым приемом сигнала. Приставка отдельная по определению дороже, чем встроенная, — нужны корпус, провод. Да и срок службы телевизора имеет ограничения. Время жизни у него короткое.
— Как объяснить это пенсионерам, у которых «ящик» стоит десятки лет и нормально показывает?
— При переходе на «цифру» стояла задача — сделать приставку. И мы ее выпускаем уже 5 лет. Цена кусается: 35 — 50 долларов. Но это не наша прихоть. Мировой тренд. Таким образом производители стимулируют покупку новых телевизоров. Для удешевления, возможно, нужно запустить специальные социальные программы. Знаю, что многие над этим работают, в том числе и «Белтелеком».
— Нынче много публикаций о падении рынков бытовой электроники, сезонности спроса. Как с этим у вас?
— Так же, как у всех. Самые кассовые месяцы для продаж телевизоров — сентябрь, ноябрь, декабрь. Объемы во втором полугодии в 3 раза выше, чем в первом. А летом — мертвый сезон. Так было и при СССР. Думаете, почему работников летом отправляли массово в отпуска, на сенокосы, картошку, уборку урожая? Сегодня я тем более не могу 100 тысяч телевизоров произвести и положить на склад в ожидании сезона. Деньги стоят больших денег. Попробуйте: возьмите кредит в банке и заморозьте его в товаре. Такая экономика разорит. Во всем мире применяется труд сезонных рабочих, которые «мигрируют» между предприятиями и закрывают все вопросы в пиковый сезон. У нас, к сожалению, это очень сложно.
— Но может ли работать эффективно сезонный, временный рабочий?
— В мире работают целые системы временного предоставления работников. Весь фокус технологий в том, чтобы разбить сложный процесс на достаточно простые операции, которые не требуют длительной подготовки. Есть постоянная группа специалистов, которые контролируют сложные процессы. Остальное может выполнять и временный оператор. Иначе новый телевизор стоил бы в 2 раза дороже, а работников пришлось бы нанимать с двумя высшими образованиями.
— Собираетесь переносить производство в Смолевичи?
— Индустриальный парк — это глобальный проект, который потребует большого количества инвестиций и неимоверных усилий. Уже есть ряд подписанных соглашений. Но любой проект стоит денег. И мы активно ищем возможности финансирования. Например, у нас есть ряд площадок в городе, на которых можно построить офисы, жилье, а вырученные средства направить на создание новых производств. В холдинге «Горизонт» даже создана специальная бизнес–единица — «Девелопмент». Главный наш конек — мы постоянно меняемся, причем стараемся делать это с той скоростью, с которой меняется рынок. Чтобы не опоздать.
Советская Белоруссия №100 (24237). Вторник, 4 июня 2013 года.
Автор публикации: Аэлита СЮЛЬЖИНА
Фото: Артур ПРУПАС