Дождаться яблок из собственного сада

Источник материала:  
В ДОМОВОЙ церкви Сергия Радонежского — все как в настоящем храме: иконы, царские врата и даже подставки для свечей. Их привез, а одну сам и оплатил, видный украинский чиновник, отец которого тоже живет сегодня в доме-интернате. Инициировал открытие церкви для постояльцев, многие из которых люди немолодые и далеко не самые здоровые, директор Сергей ЕРОЩЕНКО. А осуществить задуманное помогли многочисленные меценаты, среди которых — Чаусский Свято-Вознесенский храм, могилевский Свято-Никольский монастырь, предприятия Приднепровского края.

Такой счастливый случай

— Аккурат в феврале домовую церковь и освятили, — говорит Тамара Хомченко.

Восьмидесятилетняя женщина признается: сегодня она просит Бога только о здоровье. Порог храма пенсионерка переступает с трудом. Потом, поставив свечу, долго молчит, думая о чем-то своем. Может быть, о муже, за которым когда-то приехала из Вильнюса в чаусскую «глубинку». Может, о дочке, которая сегодня осталась «за кордоном», в столице Литвы. Не встречались они давно, Тамара Сергеевна даже не может точно сказать, сколько именно лет. Внуки за это время подросли, даже правнуки родились, только прабабушка их не видела. Хотя обиды на близких не держит: говорит, добраться в Вильнюс нынче непросто. Чтобы пересечь границу, столько документов надо собрать! А в доме-интернате о ней заботятся.

— Это правда, нам здесь хорошо, — признала и улыбчивая Анастасия Коршун, тоже разменявшая девятый десяток. — В день рождения поздравят, к Пасхе кулич испекут.

Своих мужа и сыновей Анастасия Парфеновна похоронила, но жизнелюбие все равно не утратила. И даже в казенной комнате сумела создать домашний уют: захватила из дому диван, стены и подоконник украсила искусственными цветами. Делать их она научилась уже здесь.

К слову, рукоделием в интернате занимаются многие постояльцы. Их вязаные детские туфельки, плетеные корзинки и украшения представлены на своеобразной выставке в актовом зале, который стал центром жизни для пенсионеров. Раз в неделю они смотрят кинофильмы, реже — аплодируют приезжим артистам. А в феврале и вовсе было событие, которое все обсуждают до сих пор: выступали самые настоящие звезды белорусской эстрады — Ядвига Поплавская и Александр Тиханович!

На память о таком «счастливом случае» сделано много фото, которые пополнили музейный альбом.

Помогла передача «Жди меня»

— Музейный — это громко сказано, — отметил Сергей Дмитриевич. — Но хроникой нашей жизни альбом назвать, конечно, можно.

На цветных карточках — отражение всех событий дома-интерната. Вот идет копка картошки: клубни — один к одному! «Выращиваем все, что и обычные сельчане: огурцы, помидоры, свеклу, лук, — уточняет директор. — Так что овощи к столу всегда собственного урожая».

В списке возделываемых культур есть также зерновая группа, которая идет на корм животным. Стадо — 10 коров и 20 бычков-телочек. Плюс к этому — свиньи. В итоге молоко и мясо тоже собственного производства. Мало того, поросят здесь продают для развода местным жителям. На кормах неплохо зарабатывают. Недавно в дополнение ко всему заложили сад: хрупкие саженцы яблонь и смородины уже набирают силы. А виноград минувшим летом даже удалось отведать.

Кто работает? Да сами постояльцы. Трудотерапия, говорят, только на пользу. На более тяжелых участках, конечно же, занят персонал.  Фотокамера запечатлела жильцов и работников большого дома во время работы, отдыха, обеда. Вместе и поодиночке. Среди прочих есть снимки, сделанные в приезд сотрудников передачи «Жди меня».

— У нас есть люди, которые раньше были воспитанниками Весновского дома-интерната для детей-инвалидов и не видевшие в лицо своих матерей. Другие тоже хотели бы найти близких.

Надежда Сорвирова, к примеру, таким образом повстречалась-познакомилась с племянницей.

— Искала, — говорит, — брата. Но оказалось, что он пять лет как умер. Приехала его дочка с детьми, торт привезли.

Также передали снимки, где ее брат, возводивший Братскую ГЭС, еще молодой, веселый. На одной из карточек запечатлен момент, когда на стройку приехал Фидель Кастро. Лидер Кубы — в открытой машине, а Владимир Сорвиров — в метре от него.

И жизнь, и слезы, и любовь

Рестянский дом-интернат, как и многие другие так называемые закрытые учреждения, — государство в государстве. Подданные его живут по своим правилам и законам, в нем есть место всему, и в первую очередь — любви. Здесь могут рассказать много трогательных историй, когда люди, немало пережившие и повидавшие на своем веку, находят друг друга и создают семьи. Ведь большинство из них — одинокие, а почувствовать душевную теплоту хочется каждому.

Жизнь привела их к этому большому дому разными тропами. Кто-то, не в силах самостоятельно вести хозяйство, попросился сам. Некоторые инвалиды родились, выросли и состарились в казенном доме. Среди постояльцев есть пенсионер внешне бодрый, активно участвующий в жизни коллектива и сам предлагающий, как улучшить и разнообразить его жизнь. Еще вчера он занимал солидную социальную ступеньку, а сегодня имеет в доме-интернате уютную комнату. Получает хорошие питание и медосмотр. Привезли его сюда родные дети. Такой вариант нынче практикуется как платный, и дочери и сыновья пользуются им, чтобы определить маму или папу на зиму или навсегда.

Взрослые обитатели интерната ни на что не жалуются, не плачут. Но с нетерпением ждут, когда на маленьких яблоньках и грушах завяжутся плоды. Ведь надо обязательно дожить до нового урожая.

Светлана МАРКОВА

Фото автора

←Плакала весна

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика