Нужно ли сокращать летние каникулы школьников

Источник материала:  


В этом году школьников не коснулась новация с сокращением длительности летних каникул. Еще в январе министр образования Сергей Маскевич успокоил учеников и их родителей, заявив, что идея пока носит дискуссионный характер: «Мы обсуждаем вопросы, касающиеся целесообразности сохранения или сокращения общей продолжительности летних каникул, каникул на протяжении учебного года. Эта проблема зависит от многих факторов — продолжительности отпуска педагогических работников, сроков проведения выпускных экзаменов и централизованного тестирования, иных аспектов работы учреждений образования».


Однако тогдашний председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу Владимир Зданович еще накануне истекающего учебного года выступил против такой инновации: «Летние каникулы у нас закреплены в Кодексе об образовании очень четко. Учебный год с 1 сентября по 31 мая. Никто не имеет права нарушать кодекс. Даже если кто–то попытается, это будет очень длинная процедура».


В преддверии летних каникул не выдержали и штатные спорщики «СБ». Авторы «Спор–кадра» представили собственное видение проблемы, отстаивая свои позиции в традиционной перепалке. В этом разговоре не хватает только мнений наших читателей. Включайтесь!


Не устать от отдыха


Впереди у ребятишек аж три месяца отдыха! Не устать бы от него, не жалеть бы потом, во взрослой жизни, о бесцельно потраченном времени. Так стремлюсь поддержать проект сокращения школьных каникул, что готов даже хрестоматийного Маяковского перефразировать и сделать это примерно так: «Кроха–сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Так когда же алгебра? Без уроков плохо!»


Вот ты ухмыляешься, а я вполне серьезно призываю тебя вспомнить, как не знал ты, куда себя девать в последние недели каникулярного марафона. Как маялся ты в ожидании первого звонка, встреч с одноклассниками. Причем не на одноименном сайте (в 1980–х такое слово однозначно восприняли бы как дерзкую попытку издевательства над учительницей английского), а прямо в школьных коридорах!


Лично мне август детства и юности запомнился суматошной беготней между ЦУМом и «Школьником», битьем баклуш в окрестностях свежевыкрашенной СШ и неуемной жаждой написать сочинение на тему «Кого я достал этим летом». Свои счеты у меня и с июнем! Так называемую трудовую четверть в пампасах совхозных теплиц да заводскую практику по путевке УПК лишь при известной склонности к жанру педагогической фантастики можно было назвать словом «занятость». Напротив: эта профанация воспитания трудового человека, словно подписка о невыезде, привязывала к душному городу. А потом... Потом мы пионерили в лагерях, ехали к морям, омывающим юг СССР, но общий итог 92 дней можно было подвести анекдотом: «Безобразие! Нам дали всего три месяца, чтобы забыть то, что мы выучили за девять!»


Вот поэтому я без ворчания и воспринимаю основной довод сторонников «сокращения — матери учения», звучащий в разных вариациях так: за лето школьники забывают те знания, которые получили на протяжении учебного года, а потому требуется далеко не один звонок на урок, чтобы ребятишки вспомнили то, что учили 3 месяца назад. Спроси у любого взрослого, легко ли войти в трудовой ритм после отпуска, и много услышишь исповедей о неспособности даже включить компьютер, составить рабочий план, начать переговоры с клиентами и партнерами по бизнесу. Даже матерый профи, законченный трудоголик, закаленный авралами, сверхурочками и ненормированным бдением в офисе, и тот почти неделю после пляжей–рыбалок обретает былую форму. Что уж говорить о ребятишках!


Размахивая флагом их оздоровления с июня по август, сторонники длинных каникул забывают, что тяжелая адаптация к непривычным учебным нагрузкам чревата и стрессами, и ОРЗ, и нервными срывами.


Ты что–нибудь слышал о «синдроме 7 сентября»? Этим термином врачи–педиатры обобщают, увы, типичные признаки периода адаптации ребенка к учебе. В стартовую неделю первой четверти у детей появляется раздражительность, повышается общая утомляемость. Ребенок капризничает, плохо ест, после школы норовит вздремнуть. При этом во сне дергается, вздрагивает, разговаривает, вскрикивает. И куда к концу сентября деваются летний загар, бодрый вид? Тяжелый школьный рюкзак сгибает школяра в вопросительный знак: «Лето? Нет, не слышал».


Пойми меня правильно: я не против того, чтобы мои дети основательно отдохнули после последнего звонка. Но три месяца якобы беззаботного детства — явный перебор, наследие того времени, когда никто никуда не торопился, никто ни с кем не конкурировал, царила тишь и благодать. А по сути — застой.


В новом тысячелетии с его темпами лоботрясничать целый квартал, на мой взгляд, роскошь, непозволительная даже для детей. Они же тоже люди, им еще предстоит завоевывать свои высоты! Оптимальный срок каникул — два месяца, как практикуется во многих европейских странах, причем старшеклассники в иных краях выходят на охоту за знаниями дней на 10 раньше младших коллег.


Подобное усекновение школьных посиделок — отнюдь не садизм взрослых, а рациональный подход к сбалансированному соотношению учебы и развлечений. Отбой танцам до утра и призыв в классы еще до того момента, когда ребята устанут отдыхать, — разумный шаг, который дарит ребятам драгоценное и дефицитное в XXI веке время для саморазвития. Совсем ведь необязательно в июне (если его у нас когда–то сделают учебным) томить школяров в аудиториях. В первый летний месяц можно реанимировать трудовую четверть, но на более современном уровне. Уверен, что дети спасибо скажут своим учителям, если те вместо бестолковых тусовок «на районе» подарят возможность поработать на подхвате в гипермаркетах, официантами в заведениях быстрого питания, волонтерами на детско–юношеских международных турнирах, подсобными рабочими на предприятиях. А еще во второй половине августа можно провести, выражаясь языком футболистов, предсезонку — потренировать задачками откровенно отстающих учеников и тихих троечников. Заодно избавить педагогов от их августовской «трудовой четверти».


...Негоже детишкам болтаться по улицам с ключами от квартир на шеях и ждать, когда наступит почти спринтерский отпуск папы. Между двумя летними крайностями — скукой и экстримом — должна быть «золотая середина». Трудовая. Образовательная. Полезная!


Безоговорочная каникуляция


Собственно, единственное, что я могу ответить тем, кто мечтает усечь летние каникулы: не лишайте детей детства! Этим можно было бы и ограничиться. Никому из нынешних чиновников или депутатов не надо объяснять, что такое летний отдых в школьную пору. Каждый из них веселился три месяца между классами, а теперь почему–то решил, что 92 дня — многовато. Дескать, эти беззаботные деньки дети могли бы потратить на освоение новых знаний. Ага, как же. Станут маленькие бедолаги послушно сидеть за партами, когда за окном наступил купальный сезон, жара выжигает свежую листву, а лес манит прохладой. Изнывать — да, будут. Учиться — нет. Тем более зная, что в их возрасте слишком умные взрослые преспокойно отдыхали, целиком посвящая себя упоительному летнему безделью.


Хотя давай разберемся, такие ли умные эти взрослые? Ведь, говоря сегодня о том, что школьников надо срочно спасать от безмозглости, загоняя их в классы летом, апологеты этой идеи косвенно признаются, что сами–то они обделены образованностью. В их–то времена каникулы были как каникулы! Учебники не зубрили, диктанты не писали, задачи не решали... Сидели себе у бабушек в деревне. И, если следовать их же логике, чего–то ценного недополучили. Недобрали разумного и доброго. Оттого, видимо, их прожекты сейчас недобры и не совсем разумны.


Ну куда, скажи ты мне, еще больше увеличивать нагрузку на школьников, продлевая учебный год? Мы хотим получить поколение мелких, но ужасно мозговитых старичков? Дети и так уже топают в школу под тяжестью книг, а в кармане у многих еще смартфон с интернетом и дома компьютер. Их маленькие головки, по–моему, уже не в состоянии вмещать те запредельные объемы информации, которыми захлестывает ребятишек современный мир с его технологиями. А тут еще обязательная школьная программа, растянутая почему–то на 10 — 11 месяцев (если последовать сомнительной новации с усечением каникул). Выдержал бы ты, Андрей, такое психологическое давление в своем детстве? Про себя честно скажу: все тяготы учебного года для меня сполна окупались солнечной перспективой грядущего летнего отдыха. Если бы не этот свет в конце бесконечного тоннеля из правил и теорем, я бы просто устал учиться. Даже физически. Поэтому считаю, что график школьного года, установившийся в незапамятные времена, был продиктован мудростью тогдашней системы образования. Педагоги прежних лет, пожалуй, пришли бы в ужас, если бы их питомцам разрешили отдыхать всего месяц. Каждый из учителей знал, что к 1 сентября класс заполнят окрепшие и повзрослевшие дети, которым уже немножко надоело отдыхать, поэтому они идут в школу как на праздник, а не как на Голгофу.


Летние вакации как «время отдохновения учащихся» были определены еще в специальных циркулярах министерства просвещения Российской империи. Но уже тогда хитрые чиновники, как мне кажется, лукавили. Заботой о здоровье школяров маскировалась затея с обязательным отдыхом учителей и родителей... от детей. И по сей день каникулы остаются вожделенным временем не только для учеников: многие педагоги, на мой взгляд, тоже ценят свою профессию за то, что их не отправят в отпуск слякотной осенью или морозным декабрем. Возможность на три месяца перевести дух от проделок своих подопечных — прекраснейший бонус в работе, которая, мягко скажем, не самая высокооплачиваемая. Да и папы с мамами, что уж скрывать, тоже ждут не дождутся, когда прозвенит последний звонок четвертой четверти. Не только потому, что можно будет отправить детей оздоравливаться в летний лагерь или в деревню, но и оттого, что несколько летних недель можно посвятить друг другу, без ежеутренних скандальных подъемов отпрыска на занятия и без ежевечернего корпения над его домашними заданиями.


Как видишь, летние каникулы хороши для всех, кто так или иначе соприкасается со школой. Кому же они плохи? Может быть, лишь отдельным дядям с солидными портфелями, которых гложет зуд реформаторства? Ну так давайте отправим таких деятелей обратно за парту, чтобы они взмокли за 9 месяцев, пытаясь освоить нынешнюю не в пример прошлым годам сложную школьную программу. А когда этот срок истечет, огорошим сюрпризом, который ты упомянул, — «трудовой четвертью». Мол, вы работали–работали, а теперь–ка потрудитесь. Я не совсем понимаю, Андрей, тебе рабочих рук не хватает? Ну так обяжи взять в руки кайло тех великовозрастных бездельников, которые благоденствуют, избавленные от уголовной статьи за тунеядство. Почему ребятня должна за них отдуваться? Еще писатель Набоков пророчески призывал баловать детей сегодня, ведь никто не знает, какая судьба их ожидает завтра...


А уж если просочится, каким–нибудь образом пробьет себе дорогу идея с летней учебой, то она точно не должна проходить в душных классах или оборачиваться трудовой повинностью. Пусть бы ее назвали «музейной четвертью» — с путешествиями, в которых отдых совмещается с познанием. Такой вариант я бы принял.

 

Советская Белоруссия №94 (24231). Суббота, 25 мая 2013 года.

Авторы публикации: Роман РУДЬ, Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ

←Жук: согласование контрольных цифр приема в вузы на 2013 год проходило медленно и не просто

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика