В Беларуси необходимо продумать механизм идентификации при электронных обращениях граждан - эксперт

Источник материала: БелТА  
23.05.2013 16:20 — Новости Общества
В Беларуси необходимо продумать механизм идентификации при электронных обращениях граждан - эксперт
23 мая, Новогрудок /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси необходимо продумать механизм, который позволит идентифицировать граждан, подающих электронные обращения. Такое мнение высказал сегодня заместитель начальника управления конституционного строительства Национального центра законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) Николай Саванович на совместном выездном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и СМИ и Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству, передает корреспондент БЕЛТА.

Николай Саванович, в частности, отметил, что механизм электронных обращений на постсоветском пространстве ввели пока две-три страны. Это новая и прогрессивная форма, но у нее есть и свои минусы. Пока что практика такова, что подать электронное обращение можно под чужим именем. Хотя то же самое может быть и в случае с письменным обращением, но все же с электронным вариантом это сделать проще.

"Идентификацию лица нужно продумать", - считает эксперт. По его мнению, возможно, стоит обратить внимание на Россию, где вводят идентификационные карты, которые можно использовать не только в сфере электронных обращений, но и, например, для учета в области пенсионного обеспечения.

Представитель НЦЗПИ обратил внимание на то, что не так давно в законодательство был введен новый субъект права на обращения - юрлицо. Это создало поле для размышлений как для законодателей, так и для тех, кто применяет закон на практике.

Эксперт подчеркнул: "Право на обращение - это еще не гарантия, что должен быть всегда положительный ответ". Он добавил, что, к сожалению, не все граждане хотят, чтобы было сделано по закону. Иногда заявитель руководствуется только своими интересами. В некоторых ситуациях право на обращение используется даже не как право, а как средство неправомерного давления на орган госвласти.

Другая проблема - это обращения людей, которые страдают определенными заболеваниями, но не лишены дееспособности. Порой они отнимают много времени, приходя на прием с абсурдными вопросами. К сожалению, действенных инструментов по фильтрации не совсем вменяемых заявителей или тех, кто злоупотребляет этим правом, в мире пока не найдено. В некоторых странах существует такой метод, как специальный список. Информация из него открыта для всех. В список вносятся имена людей, которые лишаются права на обращения. "Но понимание и применение этого института остаются неоднозначными", - сказал эксперт. В Беларуси не ведется речь о введении такого механизма.

Помимо этого, не всегда граждане используют такую форму, как обращение в суд с жалобой на неправомерные действия госорганов. Кто-то не хочет платить госпошлину, а для кого-то судебный вариант пока непривычен. Николай Саванович сообщил, что количество обращений намного превышает число жалоб в суд. Обращений по всей стране может быть около 1 млн. за год, а соответствующая категория жалоб в суды может насчитывать примерно 1 тыс.

Представитель НЦЗПИ не исключил, что в 2014 году могут быть разработаны поправки в закон об обращениях граждан и юрлиц, которые учтут проблемные моменты правоприменения.

В свою очередь начальник отдела по работе с обращениями граждан и юрлиц Секретариата Палаты представителей Виктор Сазон отметил: "Очень мало людей добиваются законности. Большинство добивается справедливости, но в их понимании". Он добавил, что не все люди приучились к тому, что нужно обращаться по компетенции.

Также Виктор Сазон отметил, что закон об обращениях должен быть краток, логичен и доступен: "Он должен быть понятен простому человеку без какой-то особой подготовки".

Делясь опытом, он рассказал и о том, что нередко в Палату представителей обращаются люди, которые злоупотребляют своим правом. Например, гражданин может потребовать, чтобы его записали на прием во все 14 комиссий этого парламентского органа. Отказать ему может только принимающее лицо. "Но тогда непонятно, зачем нужна предварительная запись", - отметил Виктор Сазон.

Он добавил, что есть "профессиональные" жалобщики, которые подают рекордное число обращений. Например, одна из заявительниц направляет в белорусский парламент свои обращения еще с советских времен - с 1987 года. На ее счету 748 обращений. Причем их содержании явно свидетельствует, что человек не совсем вменяем. Наряду с этим есть и другая категория. "У нас появились самопровозглашенные правозащитники, которые целенаправленно водят граждан целыми группами", - пояснил начальник отдела по работе с обращениями граждан и юрлиц.

Виктор Сазон отметил, что, с одной стороны, нужно воспринимать граждан такими, какие они есть, с другой - приучить уважать закон и органы власти.

В заседании также приняла участие начальник отдела по работе с обращениями граждан и юрлиц Гродненского облисполкома Марина Рахманова. Она обратила внимание на то, что в законодательство не прописано четко, какое обращение является повторным: направленное в течение года после первого или, например, в течение пяти лет.

Говоря об электронных обращениях, она также отметила, что необходим механизм идентификации. Например, электронная цифровая подпись. "Думаю, в дальнейшем получит развитие именно электронное обращение, а не письменное", - считает она. Также, по ее мнению, необходимо, чтобы заявитель указывал номер телефона. В таком случае можно будет оперативно уточнить какие-то моменты, а не вступать в переписку по мелочам.

БЕЛТА о новостях в стране и мире

←«Международная амнистия»: в 2012 году в Беларуси продолжались нарушения прав активистов, правозащитников и журналистов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика