Николай Массонов. Письма с фронта
Мужественные. Отважные. Каждый день смотревшие в лицо смерти. Герои Великой Отечественной... На военных фото их лица словно высечены из камня. Нервы, кажется, как стальные канаты. Их подвигу посвящены экспозиции в музеях, их имена — в книгах «Память», названиях улиц. Но куда полнее биографических сведений характеризуют этих сильных духом людей письма с фронта, что они писали любимым. В пропахших порохом строках угадывается грубость окопных будней, ужасы войны. Но куда больше в них нежности, веры и любви. Настоящей, что сильнее смерти. Многие жены, получавшие эти весточки с фронта, увы, не дождались адресантов. Но, уверена, помнили их всю жизнь. В Бобруйском краеведческом музее есть такие письма. Их писал супруге Зинаиде будущий Герой Советского Союза Николай Массонов, освобождавший этот город. Их недавно передала сюда дочь Массоновых Инесса...
Каким он парнем был
На запрос о Николае Массонове интернет и всезнающая Википедия выдает следующее. Родился в 1905 году в Васильсурске Нижегородской области в семье рабочего. Работал на сплаве леса, в уголовном розыске. Окончил Рязанскую школу пехоты, в 1931 году — курсы «Выстрел». С 31 июля 1941 года — на фронте. Ранен в первых же боях. Попал в окружение. Сражался на Западном, Брянском, Белорусском и 1–м Белорусском фронтах. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова, Отечественной войны и Красной Звезды. 217–я стрелковая Унечская Краснознаменная дивизия под командованием Массонова внесла весомый вклад в освобождение Бобруйска: «Два полка дивизии под командованием Массонова прорвали оборону противника в районе Рогачева и вышли к Березине в ночь 29 июня 1944 года, форсировали реку и участвовали в освобождении Бобруйска. На Бобруйском направлении дивизия уничтожила 48 танков и самоходных установок, захватила 32 миномета, 76 автомашин, 2.000 винтовок и 300 гранат противника. Уничтожены 3.700 фашистов, взяты в плен полторы тысячи солдат и офицеров».
17 июля 1944 года Массонов подорвался на мине. Похоронен в Свислочи, в братской могиле на аллее Героев. 23 августа 1944 ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Повидать успел немало
Ценные сведения, но скупые. А ведь в биографии комдива немало ярких эпизодов. До того как их 217–ю стрелковую дивизию перебросили в Беларусь, Массонов успел отличиться в боях за Москву, Волоколамск, на Курской дуге. В июле 1944–го был представлен к званию генерал–майора. Грамоту о присвоении ему звания Героя Советского Союза, подписанную Президиумом Верховного Совета ССР 28 августа 1944 года, вручил в Москве в 1961–м супруге Массонова Зинаиде Юлиановне легендарный советский летчик, Герой Советского Союза Алексей Маресьев. Но награды лишь парадная сторона подвига. Об отступлении, прорыве немцев, о том, как через линию фронта в одиночку пробирался к своим, попал в лагерь НКВД, Массонов делился лишь с самым близким человеком — женой. История поражений и побед, любовь, которую судьбой даровано испытать не каждому, — все это в его письмах с фронта.
Помню, люблю, надеюсь...
«Здравствуй, моя милая ясная звездочка. Целую крепко тебя и дочку... Вы, наверное, меня уже похоронили, а я вот, видишь, какой живучий, взял да объявился. Сейчас... в Подольске, жду назначения... Пришли карточку, где мы сняты всей семьей. Хоть на фото погляжу, будет легче».
«...Я в Подольске. Бывшее пехотно–пулеметное училище, сейчас лагерь НКВД... Теперь карантин (сыпной тиф). Прошу привезти табаку и съестного... Свидания и передачи не разрешают, но как–нибудь устроим». «Мой милый, славный Зинок!.. Нахожусь еще в Подольске... Был ранен в правую руку осколочным ранением навылет и остался раненым в лесу, в тылу у немцев. Когда рука зажила, перешел линию фронта к своим, где и нахожусь теперь. Что я перенес за это время, в письме не опишешь. Сейчас важно, что все живы и здоровы. Следовательно, можем быть полезными Родине. Когда увижу вас, мои дорогие, сказать трудно. Очевидно, когда фашистская сволочь будет уничтожена и выброшена с нашей земли. А сейчас будем работать: ты — в тылу, я — на фронте, до нашей победы».
Встретиться они так и не смогли, о чем свидетельствуют строки из письма комдива от 14.4.1942–го: «Моя милая, славная Зинок, целую крепко. Сегодня снова прибыл на фронт и сразу вступил в бой... Думаю, воевать буду не хуже, чем в начале войны, а лучше... Очень жалею, что не удалось с тобой увидеться... Славная, любимая, береги себя и дочурку... Пиши чаще, мне это очень нужно...»
О том, что именно любовь и вера хранят его в бою, Массонов не уставал повторять любимой: «Ненаглядная, славная, милая, хорошая, любимая и незаменимая женушка! Я очень крепко влюбился в тебя 12 лет назад и никогда–никогда не забуду и не разлюблю... Получил твое письмо и так был рад, что ответ пишу под звуки дружной канонады и пулеметной трескотни... Жди меня, и я вернусь, Только очень жди... Так пишут наши фронтовые поэты. А я решил написать тебе. Хотя и без этого знаю, ты очень меня ждешь... В бою мне часто кажется, что меня от пуль сберегает твоя горячая любовь», «У меня две любви: моя Родина и ты. Для вас я готов на любую жертву», «Получил твое письмо в самый разгар боя и ночью, сидя в блиндаже, пишу ответ. Мы все время в движении, гоним фрицев без остановки. Вопрос о твоем приезде ко мне не снят с повестки дня. Очень хочу тебя видеть и крепко–крепко расцеловать, но сейчас и думать об этом нечего. Нас не находят даже наши люди, которые двигаются за нами сзади. А тебе и подавно не найти. Как только остановимся на продолжительное время... постараюсь притащить тебя к себе...» Это письмо Николай Павлович отправил жене в августе 1943–го. И сдержал обещание. Зинаида Юлиановна приехала на фронт, чтобы быть рядом с мужем. Стала связисткой. В тыл свою Зинулю комдив проводил в июне 1944–го — она ждала ребенка.
Полный надежд, 8 июля 1944 года он отправит ей письмо: «Прости, родная, что не написал сразу, спать приходится по два часа в сутки. Жаль, что ты не можешь посмотреть на разгром немцев, под Бобруйском мы им припомнили 41–й год! Напиши, как живешь в Москве? Как дочурка? Береги себя... Смотри, чтобы был хороший сын. Очень скучаю, хочу, чтобы ты опять была со мной».
Мечта комдива сбылась — Зинаида Юлиановна родила ему сына. Правда, Николай Павлович его так и не увидел — погиб спустя 9 дней после того, как отправил свое последнее письмо... Эти трогательные весточки с фронта теперь зачитывают посетителям сотрудники Бобруйского краеведческого музея. Показывают фото, где Николай и Зинаида вместе, счастливы. Война разрушила их мечты, но не любовь. Зинаиды Юлиановны уже нет в живых. Но дочь Массоновых Инесса, последний раз видевшая отца, когда ей было всего 10 лет, не раз приезжала в Беларусь. Была в Бобруйске на открытии мемориала в честь отца, что установили на улице имени Массонова...
Автор благодарит за помощь в подготовке материала директора Бобруйского краеведческого музея Наталью Артемчик.
Фото автора и предоставлено Бобруйским краеведческим музеем.
Советская Белоруссия №91 (24228). Среда, 22 мая 2013 года.
Автор публикации: Ольга КИСЛЯК