Сколько нужно времени, чтобы поставить автомобиль на учет

Источник материала:  


Уже несколько лет в разных сферах у нас действуют, и вполне успешно, службы «одно окно». В очереди на постановку автомобиля на учет в ГАИ я услышал новую максиму: у «одного окна» бывает много форточек. Из них на меня смотрели дружелюбные девушки, помогающие оформить заявления; отработавшие свои движения до автоматизма кассирши быстро пересчитывали купюры; бдительные инженеры по транспорту сверяли каждую цифру и букву; собранные офицеры ГАИ тоже были заняты чем–то важным. А я просто засек время, чтобы выяснить, сколько может занять в общем–то простая административная процедура у простого автолюбителя. В моем конкретном случае оказалось: счет идет не на часы — на дни!


Машину у прежнего владельца покупал в Минске, сам прописан в Минской области. И снять автомобиль на территории столичного авторынка «Малиновка» не составило особого труда: в общей сложности 4 часа — и дело сделано. А вот поставить на учет... Казалось бы, какие проблемы: на другом рынке на МКАД — в ТД «Ждановичи» — в одном здании со столичными регистрационными службами расположен регистрационный отдел ГАИ Минской области. Все вывески и надписи гласят, что таки да: здесь обслуживают автовладельцев региона.


— Как, вы не знаете, что мы уже больше месяца с вашим Воложинским районом не работаем? — вдруг огорошила меня девушка из окошка для оформления заявлений.


Да как же я мог не знать таких очевидных вещей... Мне любезно предложили обратиться к начальнику МРЭО, который имеет право сделать исключение из правил. Однако начальство было постоянно занято, время шло, и потом было бы сложно вернуть уже оплаченные по квитанциям деньги, если бы исключения для меня не сделали. Так что поехал в один из межрайонных отделов по регистрации транспорта — Молодечненский, который обслуживает мой Воложинский район. Ну что такое путь в 40 — 60 км для довольного жизнью человека, севшего за руль только что купленного автомобиля?


В 9 утра 30 апреля был на месте. Специальная стоянка перед зданием ГАИ по улице Дудко забита автомобилями, они стоят беспорядочными рядами вдоль проезжей части, кое–где даже с нарушением правил. Девушка из окошка так же приветлива и проворна в оформлении заявлений, как и ее минские коллеги. Но меня ждет первое разочарование: инженеры забраковали заявление стандартной, утвержденной Правительством, формы, которую я для экономии времени заполнил дома. Мол, заявлениям, оформленным в их окошке, автоматически присваивается некий специальный дополнительный номер — от руки так не получается. И вообще, этот порядок помогает быстрее разбираться с документами. Но разве форма заявления не едина для всех? Впрочем, мне не жалко 12 тысяч за компьютерные услуги, когда речь идет о таком ответственном деле, как государственная регистрация. Полчаса на оформление заявления, час в кассу на оплату госпошлин. Оставалось всего ничего — пройти сверку, отстоять в очереди на сдачу документов и дождаться, пока изготовят новые номера. Казалось, одного дня хватит. Не тут–то было!


Сверка кузовного номера заняла три с четвертью (!) часа против 5 — 7 минут в Малиновке и Ждановичах. Офицер в мыле метался среди хаотично припаркованных машин. За ним ходили или нервно наблюдали из–за открытых капотов недовольные автолюбители, каждому казалось, что он приехал раньше соседей и имеет право пройти осмотр быстрее. Обстановка накалялась... Эмоции начали зашкаливать, когда обнаружилось, что у работников РЭО ГАИ предусмотрен обед, а значит, томимся без всякого движения с 13.00 до 14.00. Мелькнула грешным делом мысль: может, попытать счастья в субботу? Да что вы, просветили меня опытные автомобилисты, тогда занимать очередь надо чуть ли не затемно.


...Уф, прошел–таки сверку. В моей программе остается всего два этапа. Час стояния в бурлящей очереди, которая занимала в тот день все небольшое помещение Молодечненского МРЭО, и вот до заветной «форточки» остается три утомленных товарища по несчастью.


— Все, больше сегодня выдавать не будем! — безапелляционно заявляет окошко. — Заявление можем принять, а номера получите послезавтра.


Очередников через одного бьет током. Через одного — потому что нам, жителям других районов, которые здесь ставят машины на учет, при таком раскладе автомобиль надо будет оставить в Молодечно, без номерных знаков и свидетельств мы далеко не уедем. А самим либо погостить здесь денек, либо на общественном транспорте, на попутках, добираться до дома. А потом тем же макаром возвращаться...


Через день я снова в Молодечно. Очередь уже поменьше и не такая агрессивная. Со стороны наблюдаю, как время от времени правдорубы из другой очереди громко ищут «книгу жалоб» и начальство, чтобы открыли окошко для оформления заявлений. И то верно: работает оно урывками, потому что девушка одна и ей периодически приходится бегать в соседнюю экзаменационную службу — там свое окошко, а подменить некому, коллега на больничном, штаты недоукомплектованы. Инженеры по транспорту реагируют уже по–буддистски: спокойно протягивают страждущим чистые бланки заявлений совершенно бесплатно и не требуя уже никаких специальных дополнительных номеров в верхнем углу.


Вот наконец и моя очередь. У меня уже тоже буддистское настроение, которое не может поколебать даже новость, что при снятии с учета мне выдали не те транзитные номера в Малиновке: 3 на конце транзитного номера спутали с 9, записанной во временном свидетельстве о регистрации. Мы посмеиваемся с бдительным инженером по транспорту Виктором Петровичем над тем, что кто–то в это время ездит по другим неправильным «транзитам» и что еще повезло, что меня не остановили для проверки документов. Окошко мое заявление все–таки принимает. Следующие 3 часа ожидания пролетели как мгновение, и к концу рабочего дня у меня на руках и новые номера, и свидетельство.


Итого: постановка автомобиля на учет у меня отняла 2,5 рабочего дня и стоила примерно 500 тысяч рублей с учетом госпошлин и расходов на бензин.


На прием к начальнику ГАИ Минской области Николаю Короткевичу я ехал только с одним вопросом: из каких соображений был введен запрет на оформление автомобилей 5–го региона в Ждановичах независимо от места «приписки» к межрайонным МРЭО? В целом Николай Михайлович ответил так: запрет связан с внутренним убеждением руководства, что так правильно. Дескать, разделение на зоны обслуживания МРЭО сложилось исторически. Практика выдачи номеров для всех районов Минской области в Ждановичах действительно существовала, технически такая возможность есть, но ГАИ ее не «рекламировала». Автомобильный рынок сейчас начал оживляться после затишья, связанного с новыми ввозными таможенными пошлинами. К тому же апрель — май — традиционно сезон повышенной активности автолюбителей, а были времена, когда вообще ставился вопрос о сокращении штатов. Расширять эти службы сейчас, увеличивать пропускную способность площадок, перебрасывать людей с других направлений под нужды сезона в ГАИ считают нецелесообразным.


Интересный момент: оказалось, что раньше в Ждановичах с потоком желающих справлялись, но пришло новое начальство и поставило вопрос о том, что надо все–таки действовать по утвержденным регламентам. Формально все верно, не придерешься.


Конечно, у меня осталась масса нежурналистских, а чисто человеческих вопросов к ГАИ. За эти дни я познакомился с разными сотрудниками регистрационных отделов. Они не сачкуют, а кропотливо трудятся, от качества их работы зависит очень многое в очень разных жизненных ситуациях на дорогах. Но, с другой стороны, за последние 10 — 15 лет мы так отвыкли от томления в душных помещениях, дыхания в затылок и бесплодных переминаний с ноги на ногу! Поэтому людям по эту сторону «одного окна» каждый случай подобного столкновения с канцелярской машиной кажется просто унижением человеческого достоинства. «Братцы, маринуют нас», как метко выразился один из моих соседей по многочисленным очередям...


Старшее поколение автомобилистов помнит, что нечто похожее раньше было с прохождением гостехосмотра. Но решили же проблему, станций хватает, можно по предварительной записи, все быстро, с минимумом форточек. Видимо, и в вопросах госрегистрации надо еще подумать, как сделать, чтобы людям было комфортно. А начать с того, что потребует минимальных затрат, — с постановки информационной работы. Сделать памятку в доступной форме для человека, продающего или покупающего автомобиль, организовать консультационную телефонную линию или специальный раздел на сайте. Это сразу сняло бы половину вопросов, а главное, сэкономило бы автомобилистам драгоценное время и бесценные нервы.


Виталий ЧУЯСОВ, автолюбитель.


P.S. Когда поставил точку, еще раз зашел на официальный сайт Миноблисполкома. В разделе ГАИ появилась новая ссылка — указатель на районы — зоны обслуживания РЭО ГАИ Минской области. Похоже, на прием к начальнику ГАИ я сходил не зря...

 

Советская Белоруссия №90 (24227). Вторник, 21 мая 2013 года.

Фото: Александр РУЖЕЧКА

←В Бресте обсуждают вопросы безопасности в Интернете

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика