Жители Могилева просят прояснить обстоятельства убийства в тюрьме № 4
Примерно полтора десятка могилевчан просят председателя общественной наблюдательной комиссии за работой системы исполнения уголовного наказания при Главном управлении юстиции Могилевского облисполкома Виктора Сидоренко провести проверку тюрьмы № 4 в Могилеве. Проверку будет проводить областная прокуратура, сообщает БелаПАН.
24 апреля 2013 года Могилевским областным судом к высшей мере наказания был приговорен заключенный тюрьмы № 4 1969 года рождения. Ему, а также его подельнику 1990 года рождения, впоследствии приговоренному к 16 годам лишения свободы, вменялось в вину убийство путем удушения в июле 2012 года в тюремной камере третьего заключенного 1989 года рождения.
«Поступили сведения, что была создана «пресс-хата», где с ведома начальника учреждения и его подчиненных собрали часть заключенных, которые, нарушая законодательство, совершали противоправные действия внутри камеры. Цель, которую они преследовали, скорее всего, была, чтобы заключенные давали какие-то показания», — заявил БелаПАН автор обращения директор Могилевского правозащитного центра Владимир Кравченко.
Как отмечает правозащитник, было совершено не просто убийство, а убийство в учреждении закрытого типа, где люди полностью находятся под полным контролем чиновников. «И поэтому в данном убийстве вина государственных служащих гораздо большая, чем вина самого преступника. Разбираться нужно с теми, кто способствовал созданию такой ситуации», — говорит Кравченко.
«В тюрьме есть надзорные инстанции, которые постоянно круглосуточно должны находиться возле камер. Куда они смотрели, что они делали и почему они способствовали преступлению? Это злостное невыполнение своих служебных обязанностей, тут несколько сразу уголовных преступлений возникает», — утверждает правозащитник.
Как пояснил БелаПАН заместитель прокурора Могилева Евгений Фурманов, убийство заключенного в тюрьме произошло с нуля до 5 часов 5 июля 2012 года. Проведенная прокуратурой Ленинского района Могилева сразу после инцидента проверка показала, что совершивший убийство характеризовался крайне отрицательно и должен был находиться в одиночной камере, но его перевели в общую, якобы из-за «оперативной необходимости». «Однако результат проверки показал, что какой-либо оперативной необходимости в этом переводе не имелось», — отметил зампрокурора города.
За допущенные нарушения, выразившиеся, в частности, в ненадлежащем обеспечении оперативного прикрытия камер с лицами, отбывающими наказание в тюрьме, низком уровне профработы с осужденным, недальновидности руководства учреждения, к дисциплинарной ответственности были привлечены пять его сотрудников. Так, двоим был объявлен выговор, двое были понижены в должности и один получил строгий выговор.
Обращение на имя Сидоренко передано областной прокуратуре, заявил БелаПАН начальник Главного управления юстиции Александр Маймусов. «Функции общественной наблюдательной комиссии — проверять, как кормят, соблюдается ли режим, санитарные нормы, а тут больше вопросы оперативно-розыскной деятельности», — сказал Маймусов, отметив, что такие вопросы не входят в компетенцию данной комиссии.
В свою очередь, правозащитник Владимир Кравченко заявил, что государственные служащие делают все, чтобы общественность ничего не знала о фактах нарушений в тюрьме № 4. «И исполнитель убийства, и его организатор должны нести уголовное наказание. Пока же получается, что те, кто организовал преступление, ушли от наказания. Пересылка обращения в прокуратуру — это попытка скрыть заказчиков убийства», — уверен правозащитник.