Современная легенда
Какие изменения ожидают столичный стадион «Динамо»?
В январе на стадионе строители приступили к разборке «козырька». О старом стадионе будут напоминать только аркады, возведенные в послевоенное время. А в ближайшем будущем здесь вырастет современный спортивный объект высшей, четвертой категории.
Десятку за лишний билетик
Стены стадиона “Динамо” помнят много знаковых событий. Взять, к примеру, 1972 год, когда любители спорта имели возможность наблюдать за состязанием сильнейших легкоатлетов мира, или 1982-й, легендарный футбольный сезон. Стадион в то время вмещал 50 тысяч зрителей и часто был заполнен до отказа. А за лишний билетик, стоивший в кассе 10 копеек, болельщики были готовы заплатить десять рублей.
В 1990-е стадион тоже пользовался популярностью. Но его облюбовали преимущественно коммерсанты-челноки. Число торговых точек доходило до нескольких тысяч. Сейчас частников на стадионе осталось не больше двухсот, да и ассортимент у них преимущественно “спортивный”.
Строительство стадиона “Динамо” было начато в 1934 году. Объект сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но к 1954 году он стал еще лучше, чем был.
Сохранить не просто
Современные объемы работ планируются воистину масштабные.
К слову, объект уже реконструировался дважды: к Олимпиаде 1980 года (был построен второй ярус (“козырек”) западной трибуны, установлено табло, уложено легкоатлетическое покрытие, усовершенствовано озвучивание, возведены осветительные мачты), а также в 1998—1999 годах прошлого века. Тогда были обновлены фасады, возведены система подогрева и полива поля, легкоатлетическая дорожка, заменены деревянные скамейки на пластиковые стулья. Однако не была решена проблема, озвученная еще в 1960-е годы, по гидроизоляции стадиона. Атмосферные осадки неравномерно вымывают грунт, и из-за перепадов уровней на фасадах аркады, почти на три четверти опоясывающей стадион, образуются трещины.
— Сохранить данную конструкцию будет очень непросто. Тем более что проблем может добавить планируемый демонтаж секторов стадиона, — обеспокоен директор стадиона “Динамо” Юрий Криводубский.
Немецкая лаконичность
Планируется, что стадион будет четвертой категории. Согласно проекту, подготовленному немецкой компанией GMP International GmbH, стадион сохранит свою аркаду, представляющую историко-культурную ценность. Белорусским архитекторам немецкий проект приглянулся своей лаконичностью и ясностью решений. Над обновленными “крытыми” секторами будет возведена основная крыша эллиптической формы, исчезнет беговая дорожка (что позволит зрителям максимально приблизиться к футбольному полю), архитектурный облик планируется создавать при помощи перфорированных панелей, света и воздухопроницаемых покрытий, освещение будет решено за счет мультимедийного фасада. А это значит, что нынешние осветительные мачты, создающие особый антураж стадиону, будут снесены.
Амбициозные цели
Дальнейшие работы будут определяться проектом нового стадиона. Если обратиться к европейскому опыту, то на проектирование, от эскизного решения до строительного проекта, требуется около восьми месяцев, а строительство занимает порядка трех лет.
Планируется, что в реконструкции комплекса объектов стадиона “Динамо” непосредственно будет задействовано три стороны: ООО “Динамо-Арена”, УП “Минскпроект” и немецкая компания GMP International GmbH. Уже готовится соответствующий договор. Белорусской стороне важен опыт такого сотрудничества, поскольку зарубежные коллеги — не новички в деле проектирования и возведения стадионов не только в Германии, но и в других станах мира. Наверняка они проследят, чтобы работы велись в соответствии с регламентом и требованиями УЕФА.
— В ходе реконструкции будет задействована еще одна иностранная компания — “Спортфайв”, — поделился информацией Юрий Криводубский. — Это консалтинговая компания, которая консультирует по вопросам эксплуатации стадионов. Важно, чтобы в будущем стадион приносил прибыль.
— С учетом предложенных немецкой компанией условий трехсторонним договором предусмотрена разработка и адаптация эскизного решения в срок до первого сентября нынешнего года, архитектурного проекта — до 15 мая следующего года и строительного — до конца октября 2014-го, — отметил заместитель директора УП “Минскпроект” Алексей Ананич.
Какова будет “начинка” стадиона и точная стоимость, пока неизвестно.
Белорусская федерация футбола собирается приложить все усилия для достижения амбициозной цели — проведения в перспективе на обновленном стадионе “Динамо” финала Лиги Европы.
Вертолеты в помощь?
— Работы по демонтажу платформы второго яруса западной трибуны начались в январе нынешнего года и должны завершиться к началу осени, — отвечает Юрий Владимирович. — Ярус разобран уже почти на треть строителями СУ-25 ОАО “Минскпромстрой”. Следующий этап — демонтаж осветительного оборудования, инженерных сетей и плиточного покрытия на верхней площадке. Кстати, демонтаж мачт — работа тоже достаточно уникальная. Несмотря на то что проектная документация уже разработана, пока не удается найти подрядчика на эти работы. Ведь в конце 1970-х мачты устанавливались при помощи вертолетов. Что будет с олимпийским факелом, пока неизвестно. Но я считаю, что в оформлении стадиона должна быть предусмотрена Аллея славы.