Тихий день
Бывает, что в этот день идет дождь. Холодный, весенний, спокойный... Небо серое, низкое, а земля мокрая и темная, даже снег может лежать в лесу. Капли дождя блестят на почерневших ветках деревьев, на железных прутьях свежеокрашенных оград, на крестах и памятниках, капли бегут по медальонам с портретами, по каменным крестам, по плитам с именами, фамилиями и датами... И на безымянных старых могилах, на растрескавшихся бетонных и мраморных плитах, на проржавевших крестах капли блестят, как слезы. И тогда говорят, что это природа вместе с людьми грустит, оплакивая тех, кто умер.
А бывает, что в этот день сухо и тепло, светит яркое солнце, пахнет нагретой землей, близким летом. Небо синее, как свежеокрашенные кладбищенские ограды, высокое, как железные кресты. Дует легкий теплый ветерок, гонит белые и пушистые облака, морщинит голубую воду в реке, шевелит и перебирает мягкие, еще немного клейкие, желто-зеленые листья. Тени деревьев на молодой траве прозрачные, похожие на сетку, ловящую чистый свет. Птицы щебечут, пересвистываются, порхают сквозь эту иллюзорную сетку, гнезда строят. Тогда люди говорят: вот как все хорошо, не надо грустить, жизнь бесконечна, все повторяется, продолжается. Вот скоро сирень распустится... Гляди, видишь, даже природа радуется!
В этот день на городских и деревенских, на больших и малых белорусских кладбищах, среди могил, крестов, памятников, оград и холмиков, украшенных яркими искусственными цветами, нарядные люди грустят. Сожалеют, что время быстротечно, что его невозможно удержать, что жизнь, казавшаяся в детстве бесконечной, невероятно коротка. Как единственный миг, как вспышка спички, которой зажигают свечу.
И там же, на кладбище, прикоснувшись к холодному металлу креста или нагретому весенним солнцем памятнику, улыбаются, думают и говорят о радости жизни, о человеческом счастье, о том, что жизнь большая, что все хорошо. Дети растут, внуки в школу пошли, много чего надо успеть сделать. И жить вообще-то легко и хорошо.
Люди на кладбищах не просто думают, а мысленно разговаривают с теми, кто лежит под крестами, под скромными или пышными памятниками, кто в ином, возможно, более совершенном мире. А тем, кто рядом, обычно младшим, рассказывают о тех, кто похоронен. О том, как они жили, сколько всего хорошего успели сделать... Человек говорящий, рассказывающий и вспоминающий становится посредником, связующим звеном между прошлым и будущим, между ушедшими поколениями и молодежью.
Я слышал много воспоминаний, как очень печальных, даже трагичных, так и безудержно веселых, комичных. В них не просто биографии предков, а история всего последнего века. Войны, революции, болезни, пожары, переезды дальние и близкие, рождения и смерти, беды и радости. Все то, без чего не бывает человеческой жизни.
По древней традиции на кладбище приносят пасхальные яйца. Сообщают мертвым радостную весть, что Христос воскрес из мертвых. Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другой, вечной, жизни. Победа над смертью, которую знаменовало воскресение Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. Можно сказать, что смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мертвыми радостью Воскресения Христова.
И хорошо, что этот день нерабочий, что можно сесть в автобус, электричку, поезд, забыть о будничных делах, кажущихся очень важными, и поехать на кладбище. Убрать могилы, поправить оградки, украсить цветами, повязать на крест свежий рушник, положить на могильный холмик красное пасхальное яйцо, зажечь свечу и подумать. Вспомнить умерших и сказать им добрые слова, которые не успел произнести когда-то. Может, поблагодарить за подаренную жизнь, за заботу и незримую поддержку. Можно и прощения попросить, ведь все мы не ангелы, а люди.
"На Радоницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут" - так говорит об этом дне белорусская присказка. А торжественная трапеза на кладбище традиционно начинается словами: "Святые радзiцелi, хадзiце да нас хлеб-соль есцi!" Заканчивается же так: "Мае радзiцелi, выбачайце, не дзiвiцеся, чым хата багата, тым i рада"...
Советская Белоруссия №86 (24223). Понедельник, 13 мая 2013 года.
Автор публикации: Владимир СТЕПАНЕНКО