Тариф на приворот
На услуги магов и экстрасенсов люди тратят на удивление много денег. По сути, это целая индустрия – вот только полностью, на все 100% находящаяся в тени. Но при этом по своим масштабам «паранормальная» индустрия вполне может состязаться с некоторыми отраслями экономики.
Все равно как нефтью торговать
Недавно российская деловая газета «Ведомости» опубликовала небольшой анализ российского рынка паранормальных услуг. Цифры просто удивительные. Так, эксперт издания, главный кардиолог Москвы Юрий Бузиашвили пожаловался, что российским врачам приходится конкурировать не только с зарубежными коллегами, но и с магами и экстрасенсами. По его оценкам, на лечение за границей россияне тратят около $17 млрд в год, а на паранормальные услуги на родине – $30 млрд.
По мнению Юрия Бузиашвили, популярность народных целителей, гадалок и экстрасенсов связана с проблемами медицины – часто к ним обращаются, отчаявшись в традиционной медицине. Но, конечно, дело не только в медицине – это еще и диагноз так называемым традиционным религиям, привыкшим рапортовать о множестве последователей. А еще – признак множества социальных проблем в обществе.
По данным российского «Левада-центра», несмотря на некоторое снижение в последние годы, в приметы все еще верит 52% россиян, в вещие сны – 43%, в предсказания астрологов – 38%, в визиты инопланетян – 26%.
СМИ формируют постоянный информационный фон на тему паранормального. Передачи о гадалках, магах, экстрасенсах, НЛО и т. д. расплодились на центральных телеканалах, имеют хорошие рейтинги и не думают сдавать позиции. Региональная пресса тоже не отстает.
В Беларуси ситуация аналогичная. Особенно если учесть, что во многом и мы сами живем в российском информационном пространстве.
Белорусский рынок оккультизма
Учитывая схожесть как менталитетов, так и уровня жизни, несложно предположить, что белорусский рынок оккультных услуг по своей структуре очень похож на российский. Конечно, исследовать его достаточно сложно, особенно если учесть, что реклама магических услуг у нас официально запрещена.
Еще 17 июня 2008 года на заседании Палаты представителей были внесены поправки в Закон о рекламе, согласно с которыми государством была запрещена реклама оккультизма в СМИ. Произошло это по инициативе партии «Белорусская Христианская Демократия». Интересно, что до этого деятельность чародеев входила в общегосударственный классификатор видов экономической деятельности.
Но в 2008 году в соответствии со внесенными поправками в закон «О рекламе» был введен запрет на рекламу «работы, услуг гипнотизеров, экстрасенсов, гадалок, спиритов, астрологов, колдунов, предсказателей и других лиц, которые объявляют себя или которые считаются способными предсказывать события, воздействовать на людей, духовный мир, имущество, окружающую среду путем использования сверхъестественных способностей или сил».
Однако понятно, что сам рынок никуда не делся. Попробуем его оценить. Проще всего найти рекламу колдунов и гадалок, конечно же, в интернете. Долго искать не приходится. Всего за пару минут находится целый ряд сайтов или просто онлайн-объявлений белорусских парапсихологов, ведьм (обязательно в четвертом поколении!), гадалок, магов и т.д.
Интересно, что некоторые такие сайты выполнены на высоком профессиональном уровне, что говорит о состоятельности их владельцев. При этом большинство «торговцев оккультизмом» предлагает стандартный набор услуг. Вот один конкретный пример: «Любовная магия, возврат любимых. Приворот. Эксклюзивные методы! Снятие негативных программ. Снятие порчи, сглаза, венца безбрачия. Минск. Дистанционная работа со всеми городами мира».
И далее следует более конкретный перечень:
- приворот
- снятие порчи, сглаза
- любовная магия
- отворот
- снятие венца безбрачия
- предсказания, ясновидение
- помощь при бесплодии.
Большинство предсказателей или гадалок на картах Таро берет за свои услуги в среднем $15–50 за сеанс. Если же надо, скажем, снять порчу или сделать любовный приворот, то стоимость одного сеанса начинается от $100–150. Если клиент хочет еще приобрести какой-нибудь оберег или талисман на счастье, ему придется выложить дополнительно $200–300.
Примеры сайтов и просто объявлений белорусских магов и экстрасенсов:
www.priymak.com
gadanie-i-privorot.by
303.by/257298
gadalka-v-minske.narod.ru
Но, конечно, только часть белорусских «тружеников магической индустрии» рекламирует свои услуги в Сети. Намного больше пользуются обычным «сарафанным радио» или банальными объявлениями на столбах. Особенно такое распространено в провинциальных городах и даже деревнях. Вряд ли в Беларуси есть населенный пункт, в котором не было бы своего экстрасенса или гадалки. То есть масштаб рынка огромен.
Намного сложнее оценить его в денежном выражении. Здесь уже придется использовать простое сопоставление с Россией с учетом разницы в масштабах стран. Так мы получаем годовой объем белорусского рынка магических услуг в диапазоне от $50 млн до $100 млн.
Комментарий эксперта
Любая реклама оккультных и эзотерических, экстрасенсорных и прочих подобных услуг в Беларуси была запрещена в 2008 году в результате кампании по борьбе с оккультизмом, инициированной белорусскими христианскими демократами. Организатором и координатором этой кампании был Денис Садовский.
«Безусловно, я считаю, что мы в свое время достигли той цели, которую ставили, – остановить массовую рекламу оккультных услуг в СМИ. И у нас это получилось, – говорит ответственный секретарь БХД Денис Садовский. – Что же касается интернет-сайтов, предлагающих оккультные услуги, то здесь вопрос лежит немного в другой плоскости. Тогда, когда мы добивались запрета, – в 2007 году, сайты не являлись СМИ. Мы делали упор на печатные издания, телевидение и радио. То, что сейчас есть в интернете, это уже не массовое влияние на сознание людей. А интернет… Здесь, наверно, уже мало чего можно добиться».