Время щедрости и добра
6 мая — начало православной Светлой пасхальной седмицы.
12 мая — Антипасха.
9 мая — Вознесение Христово у католиков.
Пасхальная неделя — «Вялiкодны тыдзень» — вся проникнута светом главного христианского религиозного праздника, символизирующего силу жизни, веры и духа. Для Светлой седмицы характерен особый настрой. Со стола не убирается все освященное в храме: хлеб, пасха, соль. Все это прикрыто красивой салфеткой.
Соль стоит рядом с хлебом. По своему значению они вполне равноправны и неразрывны. Ведь не зря мы произносим практически слитно — хлеб–соль. Право солить «ежу», как и нарезать хлеб, принадлежало хозяину. Освященной соли придавалось очень большое значение, она применялась во многих обрядах — как календарных, так и семейных. Перед тем как отправиться свататься, будущий жених отгрызал от большого куска немного соли, а затем выплевывал ее за порог. Эти действия в дальнейшем должны были уберечь жизнь и здоровье его детей. Соль вместе с чесноком и хлебом, аккуратно завернутая в холстинку, хранила молодую от плохого глаза. Такой же солью обносили маленьких деток при ночных криках и различных болячках. А затем бросали ее в огонь. Существовала вера в особую силу соли, ее способность прогонять любой «сурок» и даже нечисть. По своему значению соль практически приравнивалась к свече. Ею посыпали последние колоски с дожинок. Она сохраняла молочность коров. Для соли мастерски вырезались из дерева специальные солонки, которые всегда занимали почетное место на столе. Мастера, как правило, украшали их традиционным орнаментом, превращая в настоящие произведения искусства.
Поскольку неделя по–настоящему праздничная, из сундуков доставали лучшие наряды: «казловыя чаравiчкi», «шнуроўкi», «шаўковыя хусткi»... Ходили друг к другу в гости по принципу: вы — к нам, а мы — к вам. Столы должны были просто ломиться от богатого угощения. Но что примечательно, в поведении всегда старались придерживаться, как говорится, рамок. Драка или даже ссора рассматривались как великий грех, за что вся деревня могла быть наказана страшным градобоем и неурожаем. В народе до сих пор живет вера, что в это светлое время нужно быть особенно щедрым и милосердным, надо навестить нуждающихся родственников, больных.
Желают друг другу здоровья и добра. Считается, что от «Вялiкадня» до «Ушэсця» Христос ходит по земле в виде «жабрака» или просто очень обездоленного человека, поэтому не откликнуться на чью–то просьбу о помощи — грех. О чем поется и в белорусской песне–балладе «Пра грэшную дзеўку», что отказала в стакане воды «жабраку». И только после того как Христос в образе нищего перечислил ей все ее грехи, «перад Богам крыжам пала».
Не обходилось это время и без различного рода, но достаточно безобидной ворожбы. Так, хозяева, у которых должна отелиться корова, примечали, кто первым переступит порог дома, зайдет в «хату» — мужчина или женщина, отсюда по аналогии родится бычок или телочка. Девушки, несмотря на праздник, тоже были заняты своими «дзявоцкiмi варожбамi». Загадывая о том, выйдут ли они в ближайшее время замуж, специально вытаскивали сани и старались через них перепрыгнуть. Хоть и нелегко было, но старались вовсю, потому что удавшийся прыжок точно обещал, что в девках не засидятся. На восточных территориях первое воскресенье после Пасхи называют «красной горкой». Это своеобразный девичий праздник, когда надеваются лучшие наряды и украшения. На таких своеобразных смотринах нужно было максимально показать себя. По поводу перспективы будущего замужества существовала и примета. Если на «красную горку» просидишь дома, жених тебе достанется неказистый. Кстати, правило распространялось и на парней — им в таком случае судьба готовила невесту–замухрышку, которая «анi выткаць, нi спашыць, анi хораша хадзiць».
Советская Белоруссия №81 (24218). Пятница, 3 мая 2013 года.
Автор публикации: Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ