Пасха – самый большой православный праздник
Праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха) – главное событие для христиан. В переводе с еврейского слово «Пасха» означает «прехождение, избавление», т.е. праздник Воскресения Христова обозначает прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.
В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьявола и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
Богослужение в продолжение всей пасхальной седмицы совершается при открытых Царских вратах в знамение того, что воскресением Иисуса Христа всем открыт доступ на небо. Во всю Светлую седмицу бывают крестные ходы и колокольный звон в знак торжества Церкви, празднующей победу Иисуса Христа над смертью и адом.
В Светлую седмицу отменяются заупокойные молитвы на литургиях. Все литургии заупокойное поминовение (отпевание, панихида) совершаются по особому пасхальному чину, состоящему главным образом из песнопений, посвященных Воскресению Христову. В народе верят, что тот, кто умрет во время Пасхальной недели, попадет в рай, потому что на Пасху ад затворяется, а двери райские остаются открытыми для всякого человека – и грешного и доброго.
При пасхальном целовании и приветствии («Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!») верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Обычай этот по преданию обязан своим началом святой Марии Магдалине, которая, представ пред императором Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!». И с этих слов начала свою проповедь. Яйцо, окрашенное красной краской, знаменует возрождение нашей кровью Иисуса Христа.
Начиная с первого дня Пасхи и до праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
Все воскресенья в период между Пасхой и Пятидесятницей посвящены событиям или лицам, связанным с воскресением Христовым.
Неделя вторая по Пасхе называется Антипасхой. Другое название праздника – Неделя Фомина. Тем более, что Сам Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым Своим явлением апостолам, в тои числе апостолу Фоме, осязанием язв Господа удостоверившемуся в действительности Его Воскресения.
На девятый день Пасхи совершается поминовением усопших – Радоница (в 2013 году – 14 мая). Третья неделя по Пасхе – неделя святых жен-мироносиц. В этот день Церковь вспоминает женщин, которые стояли при кресте Иисуса, участвовали в его погребении, а в первый день по субботе рано утром пришли к гробу с миром и ароматами, чтобы помазать тело спасителя. Вспоминается также Иосиф Аримафейский, который совершил погребение Иисуса.
В четвертую Неделю по Пасхе Церковь вспоминает исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет, совершенное словом Иисуса Христа.
Воскресное богослужение пятой Недели по Пасхе посвящено евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женщиной самарянкой. Эта беседа служит свидетельством Божественной славы воскресшего Господа, подающего «воду живую, иссушающую источники грехов» и «скверны душевные смывающую».
В неделю шестую по Пасхе вспоминается дарование Иисусом Христом в Иерусалиме зрения слепорожденному. Это чудо открывает Божественную Силу и славу воскресшего Господа, который есть Света Податель и Истинный Свет.
В неделю седьмую по Пасхе Церковь вспоминает память святых отцов Первого Вселенского Собора (325 г.).
Праздник Пасха продолжается 40 дней в память сорокодневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении.
Подготовил Александр ЛЕТКО