Исправить минус на плюс
Предприятие «Березатара» проектировалось и строилось как крупный производственный комплекс по выпуску различных видов упаковки. Со стороны новые корпуса смотрятся внушительно. Но в цехах нет ритма. Где–то тишина, а то и пустота. Сегодня об успехах говорить не приходится. Модернизация не принесла ни известности на рынке упаковки, ни доходов. Просроченная банковская задолженность — 7,3 миллиарда рублей. Оборудование стоимостью более 20 миллионов евро простаивает...
Начальный бизнес–план был действительно грандиозным. Минсельхозпрод, которому непосредственно подчиняется предприятие, намеревался до 2012 года создать три новых производства. Не получилось...
Фактически введена в эксплуатацию только линия лакирования и литографии жести. «Березатара» выпускает металлические крышки. Из необходимых внутреннему рынку 22 миллионов штук березовское предприятие поставляет консервной отрасли 18,5 миллиона крышек. Однако из–за недостатка собственных оборотных средств линия работает на давальческом сырье.
А вот проект по производству нестандартного оборудования и металлоконструкций для агропромышленного комплекса остался на бумаге. Потому сегодня пустуют более 12 тысяч квадратных метров площадей — почти треть имеющихся. Более того, до недавнего времени они не были даже документально оформлены.
Линия же по производству упаковки под соки и молоко стала настоящей головной болью не только для Минсельхозпрода. Сегодня очевидно: вопрос с установкой итальянского оборудования был проработан недостаточно. Формально.
Нужный многослойный материал из картона, который используется при изготовлении упаковки, в стране пока не выпускают. Его производство планируют наладить лишь к 2016 году. То есть нет своей сырьевой базы. Когда разрабатывали бизнес–план, о ней, конечно, думали. Но поспешили на несколько лет.
На импортное сырье у «Березатары» сегодня денег нет. Потому цех по производству упаковки, введенный в эксплуатацию еще в 2011 году, практически стоит. Линия мощностью 500 миллионов упаковок в год работает даже не вполсилы: загрузка оборудования — 1,6 процента. Упаковка получается дорогая. Ко всему — неудобная. Без закрутки. Вскрывать такой пакет нужно ножницами. Одна морока хозяйке.
О чем думали составители первоначального бизнес–плана, намеревавшиеся обеспечить такой упаковкой не только Беларусь, но и подвинуть мировых производителей за ее пределами?
Ответы на вопрос «что делать?» недавно искали участники совещания, организованного на «Беразатаре» Комитетом госконтроля. Правда, четкого ответа пока не прозвучало. Председатель КГК Александр Якобсон раскритиковал новый бизнес–план, отметив его опять же формальный характер:
— Предприятие создано, оборудование закуплено. Несмотря на ошибки, мы должны выработать тактику и стратегию, чтобы реализовать этот проект. Альтернативы нет.
Заместитель Премьер–министра Михаил Русый считает, что модернизация на «Березатаре» — наука всем:
— Прежде чем создавать производство по импортозамещению, необходимо убедиться в его целесообразности. Мало произвести продукцию — нужно, чтобы она была конкурентоспособной, в том числе на внешнем рынке.
Исправлять ситуацию решили общими усилиями. Все — министерства, банки, потенциальные покупатели упаковки — должны подключиться. А предприятию уже в этом году поручено загрузить новую линию на 20 процентов и произвести 100 миллионов упаковок. К 2014 году «Березатара» должна выйти на проектную мощность.
Перед директором «Березатара» Дмитрием Балаклейцевым поставлена задача — подобрать команду грамотных менеджеров и маркетологов. С кадрами здесь, оказывается, тоже проблема. На это обратил внимание руководитель одного из крупнейших в Беларуси предприятий, производящих молочные продукты и соки.
В начале мая КГК намерен заслушать бизнес–план, который сейчас разрабатывается. В отличие от первоначального он должен быть адаптирован к реалиям жизни. Один из обсуждаемых выходов — привлечение иностранного инвестора.
Советская Белоруссия №80 (24217). Вторник, 30 апреля 2013 года.
Автор публикации: Валентина КОЗЛОВИЧ