В Беларуси запретят курить в ресторанах
По оценкам Министерства здравоохранения, выполнение мер, заложенных в проект закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма», позволит снизить потребление табака в стране не менее чем на 30%.
Как было отмечено на заседании межведомственного совета по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака при Совете министров, которое прошло 24 апреля под председательством вице-премьера Анатолия Тозика, принятие данного закона позволит имплементировать в белорусское законодательство положения Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, а также унифицировать подходы законодательного регулирования с Россией и Украиной, где аналогичные законы уже приняты.
Совет признал целесообразным включение законопроекта в план подготовки на 2014 год. Кроме того, ожидается, что документ пройдет через общественное обсуждение.
В России антитабачный закон, который вступит в силу 1 июня 2013 года, вызвал недовольство курильщиков. Документ вводит запрет курения на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, в учреждениях культуры и органов по делам молодежи. Нельзя будет курить не только на вокзалах, но и на открытых территориях на расстоянии менее 15 метров от входов туда. Поэтапно вводится запрет курения в поездах дальнего следования, в гостиницах, кафе и ресторанах.
Что из принятых в России и еще не действующих у нас мер вошло в белорусский законопроект?
Как сообщили Naviny.by в отделе общественного здоровья Республиканского центра эпидемиологии и общественного здоровья, согласно текущему варианту законопроекта планируется объявить зоной, свободной от курения, все объекты питания. То есть курение в кафе и ресторанах будет запрещено полностью, а не просто ограничено путем выделения зон для курящих и некурящих. Также планируется введение полного запрета и на курение в поездах. Сейчас курить можно в поездах дальнего следования в специально оборудованных местах.
Проект документом предусматривает не только соблюдение интересов некурящей части населения, но и компенсирующие механизмы для тех, кто курит. Для этой категории граждан планируется расширить спектр услуг по освобождению от табачной зависимости.
Сейчас, по данным статистики, в Беларуси курит 30,5% населения, а в 2001 году было 41,6%. Из этого представители государственных институтов делают вывод, что принимаемые в рамках антитабачной кампании меры эффективны. Однако вряд ли уместно говорить об эффективности, если курит фактически каждый третий житель страны, а дышать табачным дымом приходится практически всем. Тем более что ст. 17.9 Административного кодекса, предусматривающая штраф за курение в запрещенных законом местах, не работает. Штрафуют единиц, а курят повсеместно.
Возможно, ситуацию изменит антитабачный закон, если в его положения не вмешается табачное лобби.
Елена СПАСЮК