Горе маковое
Ежегодно в нашу страну ввозится от 800 до 1.000 тонн семян мака. Из них не более 200 тонн покрывают нужды производства хлеба и кондитерской промышленности. Остальная часть сырья оседает у наркоманов и превращается в «булки», «бубки», «семки», «зерна» — доступные, дешевые и простые в изготовлении. Кто–то ведь додумался c помощью растворителя получать из мака сильнодействующий наркотик — опий. По эффекту он мощнее героина, как и по пагубному воздействию на организм. Оглянуться не успеешь, как начинает барахлить сердце, печень... Опийному наркоману жизни отмерено не более 2 лет. Тем не менее сегодня 80 процентов из них сидят именно на «бубках». Маковая чума начала расползаться по стране еще в 2005 году, во времена дефицита героина. Из–за прорех в законодательстве «бубки» открыто продавались оптом и в розницу на минских рынках, в ларьках с сухофруктами... В последние годы наркоторговцам не раз пытались перекрыть кислород. Последний шаг: МВД разработало проект декрета, где вводятся конкретные ограничения на торговлю маковыми семенами.
Чужие здесь не ходят
Проблема в том, что семена мака — легальный продукт, не внесенный в список наркотиков. За их продажу дилеру грозит лишь административная ответственность, конфискация товара и (или) автомобиля. На практике порой штраф накладывался лишь на тот товар, который с поличным застала милиция. Остальные запасы дилеров оставались в целости и сохранности. Понятно, подобные карательные меры для наркоторговцев — пара пустяков. Потери отбиваются всего за несколько крупных сделок. Кстати, многие из них специально ездят на редкостной рухляди: с такой машиной не жалко расставаться...
Закрутить гайки попробовали в 2010 году. Тогда и появился на свет стандарт «Мак пищевой. Технические условия». В соответствии с ним во ввозимом сырье не допускается мусора: частиц листьев, стеблей, коробочек. Кроме того, вещество должно быть расфасовано в пакеты по 200 граммов, не больше. Отныне маком могли заниматься не кто попало, а только официальные производители или юридические лица, имеющие сертификат соответствия на серийное производство. С 2011 года таможенная служба начала проводить экспертизу ввозимых в страну семян мака: содержится ли в них маковая соломка? Ведь cчитается, чем «грязнее» вещество, тем сильнее из него выходит наркотик. Предпринятые меры дали, конечно, результат. «Бубками» перестали торговать в открытую на рынках. Не так просто, как прежде, отыскать объявления об их продаже в интернете, соцсетях. Однако, несмотря на огромное количество задерживаемых партий мака, на рынок он таки просачивается. Сами же торговцы «бубками» стали просто больше шифроваться и чаще менять номера телефонов. Многие подстраховываются и обязательно заносят в память мобильного уже обращавшихся клиентов, чужаков не привечают. Адреса точек и контакты дилеров передаются по сарафанному радио. Правда, живо интересующиеся нужный номерок сумеют раздобыть и дозу купят.
...Время — 9.30 утра. «Счастливые часы» для продавцов мака, на которые приходится пик заказов. Проснувшись, наркоман покупает дозу и отправляется восвояси «варить семечки» — готовить опий. Больше всего любителей «бубок» концентрируется в «спальных» районах. Квартиру, где варят «зелье», можно вычислить по распахнутым настежь окнам (чтобы поскорее выветривался стойкий запах ацетона). Как правило, наркопотребители — люди лет 22 — 30, начинавшие с более легких наркотиков и опустившиеся до мака.
Ради интереса мы с оперативниками проводим небольшой эксперимент. Я набираю один из номеров. Перед звонком — краткий инструктаж, у наркоманов ведь свой сленг. После нескольких гудков трубку снимает парень.
— Работаешь? — спрашиваю. Мне кажется, что меня вот–вот разоблачат. Наверное, не тот тембр, интонация...
— Да, — отвечает пропитый, но молодой мужской голос. Кажется, на том конце ничего не заподозрили.
— Мне по 300, — делаю заказ. Это цена за 300 граммов маковых семян. Килограмм вещества, из которого выходит 10 доз опия, сегодня обойдется в 1 миллион рублей.
Назначаем «место встречи» — рядом с магазином, торгующим бытовой химией в одном из «спальных» районов. Место не случайное. Купив семена, наркоманы сразу заглядывают сюда за растворителем. Его можно купить и у дилера, правда, с накруткой 40 тысяч.
Курьер обещал приехать через 20 минут. Мы, видимо, не единственные, кто ждет его в это утро. Сидя в машине, наблюдаю, как у оговоренного места понуро переминается с ноги на ногу другой «заказчик»: неопрятный дядька. Вскоре к нему присоединяется еще один хмурый субъект. Затем — растрепанная девица. Парень с семенами задерживается, и компания нервно поглядывает на часы. Затем, почувствовав неладное, косятся в сторону нашего авто: мой неподдельный интерес к происходящему замечен. Самый старший берется за телефон, короткий разговор... и компания, словно по команде, расходится в разные стороны. Мы их вспугнули. Встречу перенесли в другое место. Ситуация обычная: наркоманы частенько сами предупреждают дилеров, если замечают что–то подозрительное.
Эпидемию нужно остановить
Начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Николай Карпенков говорит, что сегодня в Беларуси на наркологическом учете состоит свыше 15 тысяч человек. Но в реальности у нас около 140 тысяч наркоманов. Как и во всем мире, их количество увеличивается: за прошлый год официальный «прирост» — 1.200 человек. Львиную долю наркорынка занимают именно семена мака. На втором месте — марихуана, далее — амфетамины, спайсы... Отдельная ниша у зависимых, которые состоят на учете и по программе реабилитации получают в аптеке специальные лекарства, содержащие нарковещества и снимающие ломку. Эти препараты они продают, а за вырученное покупают более сильный по действию мак.
По всей стране сегодня промышляют маковыми семенами около 150 человек. Около 30 процентов мака попадает на наш рынок с Запада: из Литвы, Польши, Чехии, Франции, 70 процентов ввозится из России. Это еще одна проблема — распространители «зелья» активно пользуются открытыми границами Таможенного союза. В сложившейся ситуации разработанный декрет, по мнению Николая Николаевича, — наиболее адекватная мера. В нем предлагается установить, у кого будет право ввозить мак в страну, и обязать поставщиков размещать его на государственных базах. Оттуда его смогут закупать индивидуальные предприниматели и те, у кого есть сертификат на торговлю им. Кроме того, мак разрешат продавать в магазинах потребкооперации. А на торговлю в интернете или в мелких точках наложат вето. Предлагается и увеличить штрафы за его сбыт.
— Люди не понимают, что сегодня отечественный наркорынок составляют не героин и не кокаин, а обыкновенный мак! — уверен Николай Карпенков. — Конечно, не тот, которым посыпают булочки. Другой, превращающийся в чьих–то руках в сильный наркотик. Для общества наркопотребители представляют огромную угрозу. Ради дозы они готовы пойти на любое преступление: кража, грабеж, убийство. В Борисове был случай: мужчина взял в заложники всю семью, он требовал... дозу. Не стоит забывать, что наркоманы еще и переносчики многочисленных болезней — СПИДа, туберкулеза, гепатитов... У нас принято их жалеть: больные люди! Я считаю, на проблему нужно смотреть под другим углом: это болезнь удовольствия, распространяющаяся по миру со скоростью эпидемии.
Но даже готовящийся декрет — только часть решения общей проблемы. Николай Карпенков считает, что необходимо ввести уголовную ответственность за ввоз маковых зерен и ужесточить ее за продажу дурмана несовершеннолетним. Кроме того, предусмотреть административное наказание за употребление наркотиков в людных местах, например, в ночных клубах. Попался человек несколько раз — отправлять его на реабилитацию принудительно. Избегает лечения — определять в места ограничения свободы, где он вынужден будет пройти все процедуры. Специалисты уверены: наркомана нужно оградить как минимум на год от влияния пагубной среды, и только через 3 года можно говорить о полном выздоровлении... И дело это, конечно, не только милиции и медиков. Наркомания — многогранное, коварное и изворотливое зло, при котором просто невозможна позиция стороннего наблюдателя.
Кстати
За 2012 год милиция раскрыла более 4 тысяч преступлений в сфере наркоконтроля, выявила 64 наркопритона и 10 нарколабораторий, ликвидировала 48 каналов поставок наркотиков, основная часть которых шла из России. Обнаружено 18 помещений, приспособленных к выращиванию наркосодержащих растений. Всего за прошлый год было изъято 35 тонн мака.
Советская Белоруссия №76 (24213). Среда, 24 апреля 2013 года.
Автор публикации: Елена АНИСКИНА
Фото: РЕЙТЕР