Тайны аномальных зон Беларуси
(Окончание. Начало в «ЗН» № 14 (5 апреля) и № 15 (12 апреля))
Где не стоит строить дом
– Лет 15 назад жители одного из микрорайонов Минска обратились к нам в Институт геологических наук с жалобой, что в доме все дрожит, – рассказал случай из практики главный научный сотрудник ГНУ «Институт природопользования», профессор, доктор геолого-минералогических наук Алексей Матвеев. – Линии метро поблизости нет, никаких других искусственных источников, которые могли бы вызывать вибрацию, тоже нет. Геофизики прибыли туда и убедились: в многоэтажном жилом доме действительно ощущается вибрация, даже бокалы в секции позванивают. В результате проведенного исследования выяснилось, что причиной этого явления стало движение подземных вод по погребенной долине (или ложбине), над которой построено это здание. В местах поворота подземной реки это особенно чувствуется. Вот в таких местах точно не стоит строить дом. А на территории Беларуси таких мест предостаточно, и их надо знать.
Как распознать гиблое место
– Лучше всего – пригласить компетентных в этом деле специалистов, – говорит Алексей Матвеев. – Но есть и некоторые внешние признаки, указывающие на наличие или отсутствие разломной зоны. Обратите внимание на кривизну стволов деревьев. Если в общей массе они ровные, значит, место хорошее. Если же кривизна сильная или на многих деревьях появляются заболевания коры, стволы раздваиваются, значит, это может быть зона влияния тектонического разлома. Кстати, при приближении к разломной зоне могут встречаться единичные больные деревья, но на самом разломе почти все деревья будут иметь какие-либо изъяны. На наличие разломной зоны могут указывать расположение на одной линии озера, спрямленные участки речных долин, прямолинейные контуры других форм рельефа. Однако здесь есть масса нюансов, которые знают лишь профессионалы. Обычному человеку в первую очередь стоит ориентироваться на чувство комфорта и свои ощущения.
Ученый отметил, что территории «экологического кризиса и высокой степени эколого-геохимического риска в основном сосредоточены в южной и юго-восточной Беларуси. Они возникли в значительной степени после аварии на ЧАЭС. Но примерно такие же экологически неблагоприятные участки выделяются и в зонах наиболее активных разрывных нарушений».
Карта разломов на территории Беларуси
Для фундаментальных исследований не хватает средств
Во всем современном мире проблемам, связанным с геопатогенными зонами, уделяется значительное внимание. Даже создана международная медико-геологическая ассоциация, в которую Беларусь вошла в 2006 году. Ведь процессы, протекающие в зонах разрывов, приносят людям немало проблем. Например, могут быть причиной сбоев в работе электронных приборов примерно так же, как и во время сильных магнитных бурь. По этой причине на территории Беларуси и России уже неоднократно отказывали семафорные системы, что создавало серьезные сложности для работы железнодорожного транспорта.
– Необходимо разрабатывать специальные методики и на их основе создавать экологические паспорта для всех административных районов, крупных населенных пунктов, промышленных центров, – говорит профессор Матвеев. – Эта информация будет полезна для всех отраслей народного хозяйства: и при строительстве промышленных сооружений, и тех же АЭС, жилья. Например, там, где уже есть постройки, пространственное положение геопатогенной зоны может быть учтено для перепрофилирования зданий и сооружений (в первую очередь детских и медицинских учреждений). Данная информация должна использоваться и для определения оптимального варианта размещения спальных мест в жилых домах, лечебно-оздоровительных учреждениях, рабочих мест в офисах, промышленных, учебных и других учреждениях. На площадях планируемой застройки она может быть полезна при выборе мест размещения детских садов, школ, производственных корпусов предприятий, размещения животноводческих комплексов и т. д.
Профессор Матвеев с сожалением отмечает, что в Беларуси проведено не так много медико-геологических исследований, как это делается, например, в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге. Причина банальная – недостает финансирования. Пока исследования проводились в основном по линии Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, однако средства этого фонда весьма ограниченные.
Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН»
Кстати
- Низкое содержание таких микроэлементов, как кобальт (Сo), марганец (Mn), медь (Сu), может влиять на развитие некоторых заболеваний. По данным исследователей, дефицит марганца сказывается на состоянии слуха, сердца, поджелудочной железы, проявлении сахарного диабета и других заболеваний. Недостаток в организме меди вызывает заболевания кожи, крови, печени, мозга, благоприятствует распространению анемии, болезней щитовидной железы (при дефиците йода (J) и кобальта). Пониженное количество кобальта к тому же является причиной нервных расстройств, утомляемости, анемий и т. д.
- Аномальные (повышенные, реже – пониженные) концентрации хрома (Cr) влияют на развитие аллергии, психических расстройств, онкологических заболеваний. Аномальные концентрации никеля (Ni) способствуют возникновению аллергии, заболеваний носовых пазух, легких; меди – болезней органов дыхания, щитовидной железы, анемии, нефритов, сахарного диабета, гепатитов; цинка (Zn) – онкологических болезней, анемии, кишечно-желудочных заболеваний, нефритов, сахарного диабета, гепатитов. Переизбыток титана (Ti) влияет на развитие болезней крови; марганца – бронхиальной астмы, анемии, нефритов, сахарного диабета, гепатитов, нарушений опорно-двигательного аппарата, повышение смертности новорожденных; свинца (Pb) – заболеваний нервной системы, онкологических и сердечно-сосудистых болезней; кобальта – нефритов, аллергии, болезней крови, органов дыхания; мышьяка (As) – дерматитов, снижение слуха, онкологических заболеваний; йода – заболеваний щитовидной железы; молибдена (Mo) – анемии, нефритов, сахарного диабета, онкологических заболеваний, гепатита; ртути (Hg) – онкологических заболеваний, болезней крови, гипотонии; кадмия (Сd) – болезней почек, предстательной железы, костно-мышечной системы и т. д.
- По данным специалистов из гомельского университета, достаточно густая сеть разрывных нарушений выявлена на территории Гомеля. С юго-запада в направлении на северо-восток примерно по центру города проходит Лоевский региональный разлом. Он пересекается (почти в центре города) субмеридиальным Урицким разломом. На территории города есть еще девять локальных разломов. В результате этих нарушений сформировались различные геохимические аномалии, практически перекрывающие всю площадь города. Это, вероятно, и явилось одной из причин повышения заболеваемости населения Гомеля. Так, уровень онкологических заболеваний взрослого населения этого областного центра в 1,5 раза превышает соответствующий показатель по области в целом и в три раза – по Гомельскому району. Подобным образом рознится и распределение ряда других заболеваний: болезни нервной системы в городе отмечаются чаще в 1,2 раза, чем в области, в 3,5 раза чаще, чем в районе.
- Такие территории могут рассматриваться как геопатогенные, на которых при сочетании с другими факторами возрастает вероятность развития онкологических, нервных, сердечно-сосудистых заболеваний, анемии, нефритов, сахарного диабета, гепатитов, болезней крови и пр.
- Довольно интересные данные получены по связи заболеваний органов дыхания в городах с распространением на их территории разрывных структур. Например, в городах Борисов и Минск, расположенных в зонах суперрегиональных и серии локальных разломов, количество подобных заболеваний у населения в 1997-1999 годах в пересчете на 100 тысяч жителей соответственно составило 61,9 тыс. и 61,6 тыс., в то время, как в прилегающих территориях эти показатели были заметно ниже. В таком городе как Пинск, находящемся вне зоны разрывных нарушений, заболеваемость в этот же период составила 38,8 тысяч.
- Исследователями отмечено, что чаще всего болезни щитовидной железы встречаются на территориях, где обнаружена аномальная концентрация йода, меди, лития, марганца, титана, циркония, ванадия. Заболевания эндокринной системы отмечаются при переизбытке молибдена, лития, йода и ниобия, онкологические заболевания – молибдена, лития, йода, ниобия, марганца, никеля, циркония, меди, свинца, цинка, болезни кроветворной системы – меди, марганца, ванадия, титана, циркония, йода, лития, железа, болезни пищевого тракта – меди, криптона, ванадия, цинка, никеля, циркония, органов дыхания – титана, циркония, ванадия, фосфора, бора, хрома, повышенная первичная инвалидность - меди, хрома, лития, бора, свинца.